27 июня 2007 года

АНТРОПОПТОЗ)

(Социально обусловленная самоликвидация человека). Часть II

Часть II


О болезнетворных факторах коммерческой цивилизации и профилактике антропоптоза

Об устройстве современного общества

Поскольку современная цивилизация основана на принципе обмена, купли-продажи, её резонно именовать коммерческой (лат. commercialis – обменный, торговый), товарно-денежной. Идеологи, приверженные существующему устройству общества, называют его потребительским, утверждая при этом, что оно ориентировано на всеполное удовлетворение человеческих потребностей. Однако на деле при таком общественном устройстве главным мотивом хозяйственной деятельности является обогащение, нажива… Да, любые товары, услуги, разумеется, рассчитаны на удовлетворения тех или иных потребностей либо частных лиц, либо социальных групп. Но производится всё это вовсе не для того, чтобы удовлетворить, а для того, чтобы получить деньги. Они же, будучи универсальным эквивалентом труда, сами по себе не обладают никакой потребительской ценностью: непосредственно деньгами невозможно удовлетворить никакую реальную потребность. По этой причине деньгами насытиться невозможно, так что обогащение не имеет меры, и нажива – истинный двигатель прогресса. Проблема, однако, заключается в том, что, во-первых, круг человеческих потребностей ограничен; во-вторых, каждая из них имеет меру своего удовлетворения. Эта ограниченность нашей натуры явно противоречит стремлению к наживе, которое безмерно по своей сути. Означенное противоречие обнаружилось уже очень давно и со временем оно становится всё острее. Но, как известно, отказ от фундаментального принципа общественного устройства предполагает социальную революцию, а она пока по целому ряду причин невозможна. Так что на протяжении пока неопределённого срока существующая цивилизация будет эволюционировать. И для такого (эволюционного) развития реально открыт лишь один путь – путь разрушения ограниченной человеческой натуры. Оно-то, к сожалению, возможно, ибо человек – существо до мозга костей социальное: все человеческие потребности формируются в процессе воспитания… Поскольку потребности нормальные (соответствующие биологическим задаткам и родовой функции) давно стали камнем преткновения для дальнейшего расширения рынка, всё более выгодным становится формирование потребностей ненормальных и извращённых: во всё более денатурированной пище, в алкоголе, в табаке, в наркотиках, в опасной развлекательно-информационной продукции… Вследствие такого положения слово потребитель уже сейчас становится синонимом слова больной… Фактически коммерческая цивилизация вступила в эпоху массовой гибели населения от болезней, развивающихся по социально-психологическим и культурно-психологическим причинам. Среди них болезни, выражающие антропоптоз, составляют основную категорию. Поскольку в замысел этой лекции не входит обсуждение всего множества заболеваний такого рода, далее я рассматриваю лишь несколько принципиальных факторов, явно запускающих антропоптоз: культ наживы, образ врага и индивидуализм.

Культ наживы

Уже сама базисная мотивация современной деловой активности чревата антропоптозом. Дело в том, что в норме целеподчинённая деятельность человека весьма альтруистична, так как предполагает расходование значительной доли жизненных сил на осуществление родовой функции и на служение общественному благу, а культ наживы, приверженность принципу «иметь» («накапливать») явно противоречит этому. Сколь нелепо подобное положение убедительно показано в работе одного из самых авторитетных психологов прошлого века Эриха Фромма – «Иметь или Быть». Вот что он пишет в своей знаменитой книге: «В обществе, где высшей целью является цель «иметь» – и «иметь» как можно больше, где о человеке говорят, что он «стоит миллион», – какая же в таком обществе может быть полярность между «иметь» и «быть»? Напротив, создаётся впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том, чтобы обладать чем-либо. То есть, кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует)».

И действительно сейчас многие люди заняты обогащением столь самоотверженно, что само их бытие, сводясь к накоплению, стало противоречить естественному предназначению жизни. А ведь это, как уже было показано, чревато установлением гибельной танатократии. Риск возникновения данного патологического состояния особенно велик в пожилом возрасте и в старости. Нынешнее социальное устройство, разумеется, только усугубляет этот риск, ибо социальная незащищённость стареющего человека сильно предрасполагает его к накоплению, которое не имеет никакого отношения к осуществлению родовой функции. В плане личной психопрофилактики антропоптоза необходимо ясное осознание того, что человек по своей природе – существо в высшей мере альтруистическое и что в любом возрасте жизнь должна соотноситься с интересами Рода: своей семьи, народа, страны; в пределе – с интересами всего человечества и, если вы человек верующий, – божества... Иначе говоря, обязательными слагаемыми здорового образа жизни являются альтруистическое мировоззрение и соответствующая деятельность… Как только человек переходит в режим бесцельного выживания, он здесь же обретает риск танатократии.

Известный австрийский психотерапевт и философ Виктор Франкл, обретший свои гуманистические убеждения в застенках фашистских концлагерей, в своей книге «PSYCHOTHERAPIE FÜR DEN ALLTAG», обсуждая проблемы людей пожилого возраста, пишет: «Ни для кого не секрет, что люди, которые вышли на пенсию и не сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудь равным ей в психологическом смысле занятием, в подавляющем большинстве случаев начинают болеть различными болезнями, испытывают чувство постоянной слабости и, потихоньку угасая, сравнительно рано покидают этот мир. Хорошо известно и прямо противоположное явление: сознательное бытие людей преклонного возраста, наполненное решениями разнообразных конкретных задач и в высшей мере личных проблем, не только оказывает крайне благоприятное влияние на психическое состояние таких людей, но и позволяет им избежать очень многих заболеваний, что, конечно же, намного увеличивает срок их жизни»

.1 Образ Врага

Апологеты существующего общественного строя, отстаивая его принципы, указывают на особую социальную ценность конкуренции, которая якобы сводится к соревнованию. Слов нет, конкуренция сильно ускоряет прогресс. Но ведь в сущности это никакое не соревнование, а столкновение2 и борьба, которые по мере ожесточения становятся «битвой не на жизнь, а нá смерть», превращаясь во всеобщую войну, когда и каждый человек, и социальные классы, и народы видят в другом врага. Ныне, как никогда ранее справедливо латинское выражение «Homo homini lupus est» – человек человеку волк…Фактически каждый наш современник вынужден вести непрекращающуюся войну со всеми, используя христианские слова о любви и милосердии лишь для прикрытия3. Но человек, испытывающий пусть даже подспудную ненависть к другому человеку, неизбежно аутоагрессивен, и, следовательно, опасен для самого себя. – Образ врага, будучи субъективной реалией, является неотъемлемой частью самого агрессора… При этом, чем больше ненависть к противнику, тем больнее она бьёт по человеку, безрассудно предающемуся этому чувству. А ненависть к неявному противнику бьёт ещё сильнее, ибо ближайшим другим для каждого человека является его собственное тело… Что, безусловно, так, ведь как субъект человек фактически ограничен своими рецепторами, и, следовательно, для него большая часть тела суть не что иное, как внешний объект… В общем, сейчас, в ситуации всеобщей ненависти, вроде бы, самое время вспоминать заповедь Христа – «любите врагов ваших…» [Мф 5, 44]. Однако она, к сожалению, во-первых, практически бессильна; во-вторых, ставит следующего ей человека в уязвимое положение… Дело в том, что принципиальная установка на борьбу, на агрессию, естественно, заостряет образ абсолютного Врага, каковым в христианском мире представляется дьявол. Сейчас этот «персонаж» и его присные – едва ли не самые популярные «герои» фильмов, книг... В такой ситуации заповедь «любите врагов ваших…» создаёт риск запустить антропоптоз: от состояния, определённого доминированием заведомо болезнетворного образа до танатократии один шаг…

В наше время куда более ценной и здравой представляется другая христианская заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя…» [Мф 22, 39]. – Она куда больше соответствует жизнеутверждающей родовой функции… Поскольку высокий накал агрессивных чувств является следствием общего миропорядка, существенно снизить его без специальных психокоррекционных занятий вряд ли возможно. Но сами эти чувства и можно и следует сделать гораздо менее опасными для себя, просто изменив их ориентацию: нельзя ненавидеть человека, нельзя ненавидеть людей… – отрицанию подлежит лишь давно устаревшее социальное устройство, порождающее взаимную ненависть…

Индивидуализм

Болезнетворную крайность взаимоотношений с обществом и другими людьми обнаруживает человек, приверженный индивидуализму. Эта психологическая установка ставит своих приверженцев в положение одиночек, которые не могут удовлетворить естественную человеческую потребность в сопереживании и любви, выражающую целеустремлённую организацию жизни. Итогом является депрессия, сопровождаемая мыслями об абсурдности существования и допустимости тешить себя любыми способами. При этом жизнь зачастую заканчивается преждевременно – либо от злоупотребления чем-либо, например пищей, лакомствами; либо от использования противоестественных средств. Нередко конец абсурдному существованию кладёт суицид, то есть самоубийство… Всё это вполне очевидно. Гораздо менее очевидна связь между чрезвычайной распространённостью индивидуализма и принципом наживы, тогда как в действительности она (эта связь) является прямой. Как уже указывалось, по мере развития цивилизации и насыщения рынка товарами, предназначенными для удовлетворения натуральных потребностей, товаропроизводителям приходится всё больше преступать естественную ограниченность человеческой природы. При этом проповедь индивидуализма (под маской свободы!) суть, главным образом, общепринятый способ защиты от угрызений совести… – Если человек признаёт в другом человеке своего брата и любит его, он не может действовать во вред: производить опасные для здоровья, сильно денатурированные продукты, развращать, травить алкоголем, табаком, наркотиками... Индивидуализм же, как идеология, позволяет всё это – «каждый отвечает лишь сам за себя!». Одним он позволяет ради корысти вредить; другим – быть жертвами... А то, что индивидуализм в корне противоречит целеустремлённости человеческой природы, вполне очевидно.

В эпоху массовой гибели людей путём антропоптоза каждому человеку жизненно важно ясно осознать, что в действительности мы – не одиночки, а существа в высшей мере социальные, и что поэтому жизнь следует строить на принципах коллективизма и любви…

Об укреплении целеустремлённой организации

Из всего изложенного явствует, что одним из общезначимых направлений оздоровления и может и должно быть приведение образа жизни в соответствие формуле: «организм – целеустремлённая система». Проблема, однако, заключается в том, что на разных стадиях индивидуального развития целеустремлённая организация выглядит по-разному, и образ жизни должен быть приведён в соответствие генетическим особенностям именно той стадии, к которой человек относится по своему возрасту. В замысел этой лекции не входит изложение развёрнутой программы такой постадийной оздоровительной коррекции, поэтому далее я рассматриваю лишь наиболее важные вопросы, касающиеся становления и осуществления родовой функции.

Младенчество (от рождения до 1 года).

На протяжении раннего детского возраста организм как система устремлён к достижению такого состояния, когда ребёнок окажется способным самостоятельно перемещаться в пространстве и употреблять в пищу не только материнское молоко, но и другие продукты. Младенческий образ жизни во всём опирается на мать, которая и должна организовать его с учётом основных особенностей этой стадии развития. Среди них одна из наиболее важных состоит в том, что для нормального развития истинно-человеческих психосоциальных способностей младенцу совершенно необходимо живое общение с матерью. Мать — это первый опыт любви, взаимного понимания, правильного восприятия физического и душевного тепла... Опыт младенческих отношений с матерью сильнейшим образом предопределяет формирование всех установок и представлений, лежащих в основе взаимодействия человека с обществом и с другими людьми. Современная культура почти повсеместно лишает младенцев материнской груди, подменяя её соской и суррогатами молока, опыта естественного ухода, подменяя его памперсами.

— Мысль о крайней важности близких душевных отношений с грудным ребёнком, должна быть совершенно очевидной для женщины ещё до того, как она решится на зачатие…

Детство (от 1 года до 11 лет).

В детстве организм как бы врастает в окружающую среду, стремясь как можно полнее и качественнее приспособиться к ней на основе своих генетических задатков... Именно эта достаточно полная включённость в окружающий мир, приспособленность и к природной, и к культурно-социальной среде является целью развития на протяжении всего детства. Чем более условия жизни и воспитания ребёнка соответствуют этой цели, чем шире и полнее его общение с родителями, сверстниками и природой, тем более совершенной, целостной и прочной окажется психофизическая организация человека. Недолговечность наших современников, болезненность — во многом определены всевозможными отступлениями от означенной цели…

Что касается становления родовой функции, то психоаналитическая практика давно сделала очевидной чрезвычайную важность адекватных отношений ребёнка с родителями и другими членами микросоциальной среды. Соответствующие психологические рекомендации широко известны, так что здесь уместно указать лишь на возможное значение психосоциальной депривации для развития скрытых форм саморазрушительного поведения. Согласно статистике, несчастные случаи, отравления и травмы являются главной причиной смерти детей начиная с 3 лет.4 И есть достаточные основания предполагать, что в значительном проценте случаев такая гибель не случайна… Психологически нормальная семья – обязательное условие здоровья ребёнка.

Подростково-юношеский возраст (от 11–12 лет до 20–21 года).

Это период полового метаморфоза и созревания — подчинение всего организма полу. Способность к деторождению формируется в несколько этапов, каждый из которых имеет свои физические и психологические особенности. В принципе они хорошо известны, однако, обсуждая возможность антропоптоза на этих этапах жизненного пути, представляется целесообразным хотя бы кратко коснуться их.

1-й ЭТАП

Изменение гормонального строя в начале подросткового возраста приводит к появлению неосознаваемого психосексуального напряжения, на основе которого и осуществляется сексуализация всего организма — подчинение его половой функции. При этом суть процесса состоит в следующем: психосексуальное напряжение является составной частью общего нервно-психического напряжения, которое в известной мере снижается от удовлетворения любой потребности, от осуществления любой жизненной функции. Поскольку же нервно-психическое напряжение, усиленное психосексуальным, субъективно тягостно, отроки имеют тенденцию бессознательно злоупотреблять теми или иными из многочисленных функций организма. Так, например, в связи с нагнетаемым культом потребления сейчас всё чаще обнаруживается тенденция злоупотреблять лакомствами или вообще пищей, а это чревато ожирением, болезнетворной акселерацией… Если история затягивается, возможно даже извращение эротических влечений и чувств, когда естественный сексуальный интерес подменяется гастрономическим… Для взрослого человека такое состояние означает грубое расстройство родовой функции со всеми вытекающими отсюда последствиями...

Подобная бессознательная сосредоточенность, привязанность может иметь место и в отношении любой другой функции организма (дыхание, дефекация, мочеиспускание...) — лишь бы это давало какое-то удовлетворение, облегчение... Поскольку опыт бессознательного обращения к различным жизненным функциям своего организма для уменьшения напряжения остаётся у каждого человека на всю жизнь, взрослый человек, в случае выраженной сексуальной неудовлетворённости, может тоже обращаться к нему. Зачастую именно так развиваются: ожирение, нарушения работы кишечника, урологические нарушения и другие психофизиологические расстройства... Учитывая всю важность данного этапа эротического развития, надо обязательно иметь в виду, что лучшим средством снижения нервно-психического напряжения в этом возрасте являются подвижные игры со сверстниками, предполагающие умеренные физические нагрузки... При этом риск болезнетворного извращения родовой функции минимален, ибо индивид остаётся открытым на других людей и общество…

Худший, болезнетворный вариант снижения подспудного психосексуального напряжения предлагает подросткам современная массовая культура. Здесь едва ли не главной вредностью является порномузыка (греч. πόρνη – блудница; μουσική – музыкальное искусство, пение) – музыка крайне сексуализированная грохочущая уродливая... Если подросток на протяжении всего периода становления половой функции прибегает к такому «искусству», есть серьёзный риск формирования своеобразного отклонения эротических влечений, при которой уродливые музыкально-песенные конструкции становятся чем-то вроде полового партнёра... Поскольку при этом налицо ещё и психосоциальная депривация, есть основания полагать, что подобное извращение способно запустить антропоптоз. – Суициды среди молодых людей становятся всё более и более частыми…

Кроме порномузыки, неосознаваемое психосексуальное напряжение эффективно снижают некоторые токсичные вещества, лекарства, наркотики; в частности, табак и алкоголь... Поэтому, если подросток начинает их употреблять, быстро формируется болезненная зависимость. Различные заболевания наркологического профиля в подростковом возрасте — это уже сейчас огромная проблема. Учитывая же, что производство и сбыт наркотиков, алкоголя, табака — одно из самых прибыльных занятий, можно легко представить себе, сколь велика угроза антропоптоза в форме соответствующих заболеваний.

2-й ЭТАП

На следующем этапе подросткового развития самое заметное явление — смещение интересов во внутренний план и эротические фантазии. Какими опасностями чреват этот этап?

Если подросток воспитывается изолированно от сверстников и сверстниц, его фантазии могут оказаться оторванными от реальности. А ведь в более поздних возрастах каждый человек в какой-то мере руководствуется идеалами, которые были сформированы на этом этапе. Расхождение реальности с идеалом, если оно существенно, чревато целым рядом проблем в половом общении и, следовательно, ¾ серьёзным расстройством здоровья. Доступность видеофильмов делает эту проблему весьма острой, ибо сейчас героями эротических фантазий очень часто становятся фантастические персонажи кино... В воспитании подростков нельзя изолировать их от живого человеческого общения со сверстниками и сверстницами. Интернет, разумеется, не заменяет такого общения, а подменяет его. – Это тоже очень серьёзный риск…

3-й ЭТАП

Третий этап полового созревания — формирование собственно генитальной сексуальности. В этом возрасте человек начинает получать уже именно сексуальное удовлетворение и именно от обращения к половым органам. На двух предыдущих этапах удовлетворение достигается за счёт уменьшения нервно-психического напряжения (усиленного психосексуальным) путём бессознательного обращения к различным функциям организма: на первом этапе — к телесным, физическим; на втором — к нервно-психическим. На третьем этапе имеет место удовлетворение за счёт обращения уже к половым органам и осознание этого. Здесь довольно много «подводных камней», ибо та форма обращения к половым органам, которая становится привычной, — она же может оказаться и основной5. Если обретённая привычка сильно противоречит естественной ориентации эротических влечений, со временем это может привести к расстройству вегетативной регуляции, а в крайнем случае, вероятно, и к антропоптозу.

Достаточное корректное половое просвещение и нормальное в сексуальном отношении окружение – задачи, решение которых всегда должно быть одной из неявных забот родителей.

Формированием нормального полового чувства и достижением физического строения, характерного для взрослых людей, завершается период полового созревания, и человек вступает в новое состояние — зрелость.

Зрелость (с 21–22-х до 50–55 лет).

В зрелом возрасте весь организм, как единое целое, подчинён одной биологической цели — деторождению, поэтому здесь императивной является потребность в половой близости. Для организма зрелого человека половые соития как бы подтверждают нормальность его организации, поэтому, когда таких подтверждений нет, высшие регуляторные центры испытывают своеобразный дефицит информации и состояние в целом оказывается неустойчивым... Сексуальная неудовлетворённость в одних случаях располагает к многообразным телесным недугам, в других — к нервно-психическим нарушениям. Учитывая всё изложенное относительно антропоптоза, не трудно понять, что в зрелом возрасте нормализация половой функции является обязательной предпосылкой любого лечения… Исходя из особенностей чувственного строения, весь детородный период можно разделить на три этапа.

Первый этап относится ещё к юношескому возрасту, когда деторождение уже возможно, но зрелости ещё нет. Этот этап характеризуется тем, что в организации своей жизни и своих отношений с половыми партнёрами человек довольно эгоистичен, ибо получает достаточное удовлетворение просто от соития в половом акте. А мучаются юноши от влюблённостей, которые они принимают за любовь. Ни в сексуальном эгоизме молодых людей, ни в их любовных мучениях особого риска для здоровья нет. Однако современная культура обуславливает чрезвычайную распространённость фиксации молодых людей на сексуальном удовлетворении как самоцели, а это нередко накладывает отпечаток на всю будущую супружескую жизнь6. Некоторый риск таится так же в том, что на эту замечательную пору приходятся вопросы о смысле и цели существования, определение собственного предназначения… Если обнаруженные ответы обеспечивают молодому человеку нормальную эротическую и социальную самореализацию, всё хорошо. К сожалению, как уже указывалось, в обстоятельствах кризиса современной цивилизации всё более широкое распространение получают взгляды, согласно которым жизнь абсурдна. Восприняв такую точку зрения, молодой человек сильно рискует войти путём психосоциальной аутодепривации в болезнетворное противоречие с собственной эротической и социальной природой… Имея возможность оказать какое-то влияние на становление мировоззрения, надо делать всё возможное, чтобы оно (мировоззрение) оказалось жизнеутверждающим…

Второй этап относится к молодому зрелому возрасту. Он характеризуется тем, что человека перестают устраивать просто самоутверждение и секс: начинается поиск гармонии в личных отношениях, поиск любви... Если любовь оказывается безответной, дело, как известно, может заканчиваться антропоптозом. Сейчас этот риск существенно усилен господством индивидуализма и коммерческой размытостью представлений о границе между жизнью и смертью… В связи с таким положением чрезвычайно важное значение имеет информация о том, что родовая функция, определяющая предназначение человека, является сложной, что как таковая она включает в себя и любовные отношения, и семью, и все виды социально полезной деятельности, и даже религиозную практику…

Третий этап отличается от предыдущего тем, что при нормальном эротическом складе в этом возрасте доминирующим чувством становится чадолюбие, стремление иметь детей, когда даже любовные отношения оказываются неудовлетворительными, если они бесплодны... Рождение детей, их воспитание – вот основной вектор жизнедеятельности зрелого человека. К сожалению, сейчас в связи с проповедью и доминированием индивидуализма, многие люди не ощущают естественной потребности в детях, и это ставит их на грань антропоптоза. Его профилактика предполагает восстановление соответствия образа жизни естественному положению вещей...

Пожилой человек (от 50–55 до 70–75 лет)

Этот этап жизненного пути начинается с климакса. Как известно, «климакс» буквально означает ступень, однако вид ступени он имеет только у женщин, когда критически прекращается менструальный цикл и исчезает способность к зачатию... У мужчин соответствующая перестройка организма осуществляется сравнительно постепенно. На протяжении пожилого возраста и у женщин, и у мужчин постепенно угасает потребность в интимной близости, но остаётся, а порой усиливается потребность иметь рядом любимого человека и детей (внуков). Генетическое предназначение данной стадии развития, по всей видимости, заключается в трансляции накопленного жизненного опыта. Пожилой человек – это наставник для молодых, воспитатель внуков и социально активный гражданин. Риск антропоптоза, связанный с психосоциальной депривацией по линии этого естественного компонента родовой функции, существенно выше, если пожилой человек пытается сохранять организацию половой жизни характерную для детородного возраста. Нет, половые соития возможны и естественны и в пожилом возрасте, но их частота должна соответствовать физиологическим возможностям организма. К сожалению, в обстоятельствах социально обусловленной невозможности полноценной социальной реализации сообразной возрасту (в роли наставника, активного гражданина), соития остаются для большинства единственной возможностью обнаруживать целеустремлённую организацию жизни. Психологическая профилактика антропоптоза в пожилом возрасте предполагает восстановление естественного порядка, то есть освоение ролей наставника и активного гражданина.

Старость (старше 70 лет)

Старость – это сакральный (от лат. sacer – священный) возраст. Есть основания полагать, что организация заключительной стадии развития выражает наличие в геноме нашего вида особого блока генов, детерминирующих способность человека постигать природу внутреннего устройства Универсума и транслировать этот наиважнейший опыт молодым. Исследование духовных реалий и мудрое содействие потомкам — вот что, по всей видимости, является целью и стержнем жизни в старости. Конечно, современное (коммерческое) устройство общества мало располагает к такому пониманию и к такой деятельности. Но содержательное сходство биографий известных духовных Учителей свидетельствует в пользу именно этой точки зрения. Жизнь старца прекращается либо тогда, когда исчерпан резерв приспособительных возможностей организма и ему уже не справиться с накопленными поломками, либо когда духовная миссия завершена…

«Итак, с точки зрения психолога, – пишет Франкл, – не слишком важно, молод человек или стар… гораздо более важен вопрос, заполнены ли его время и его душа тем делом, которому данный человек может посвятить в данный момент свою жизнь… решающим является вопрос, который заключается в том, пробуждает ли эта деятельность в человеке, несмотря на его преклонный возраст, сильное желание быть – быть для кого-то или для чего-то».

Созидайте содружество

Из всего сказанного мною должно быть ясно, что в эпоху массовой гибели людей по причине системного кризиса коммерческой цивилизации во избежание антропоптоза надо избавиться, во-первых, от запускающих его социальных стимулов; во-вторых, от психосоциальной депривации. Избавиться от смертоносных стимулов, значит вывести себя за пределы кризисной социальной структуры, а избавиться от психосоциальной депривации, значит найти своё место в нарождающемся новом обществе. Человек, повторяю, – существо до мозга костей социальное, поэтому он не может и не должен быть одинок. Сообщество близких людей, основанное на дружестве, столь же необходимо, как пища или семья. Вот что написано на сей счёт в одном из конфуцианских трактатов: «Учитель сказал: Человеколюбивый человек не останется одиноким, у него обязательно появятся близкие ему (по духу)»… Вообще же созидание нового типа общности людей – одна из магистралей здоровых усилий каждого, кто устремлён в Будущее. На смену нынешней рыночной цивилизации идёт цивилизация, основанная не на торговле, конкуренции и ненависти, а на сотрудничестве и любви… Ищите своё место в этом зиждительном процессе!

Предыдущая страница