Мотивационный Анализ (МА)

Мотивационный анализ (далее МА) — историческое название методики, разработанной в 1979 году С. П. Семёновым в качестве одного из средств аутентикации. Изначально она предназначалась лишь для понимания побуждений того или иного человека, его мотиваций. Однако очень скоро это изначальное предназначение было дополнено задачей постижения природы индивидуальных особенностей психической организации с целью психологической коррекции душевного состояния и поведения. Так что уже с середины 80-х годов МА является и психодиагностическим средством, и психокоррекционным. На сей день существует три версии МА. Одна из них — инициальная; другая — специальная; третья — широкая. Каждая из них имеет свои особенности и свою область применения.

Инициальная версия ориентирована на решение широкого круга психологических проблем, в происхождении которых основное значение имеют те или иные коллизии индивидуального развития и особенности организации жизни (Семёнов С. П. Мотивационный анализ. Инициальная версия. – СПб, МОО «ОАЗИС», 2001). Её лексикон ограничен понятиями, представлениями и концепциями, доступными человеку, не имеющему какой-либо психологической подготовки.

Специальная (психотерапевтическая) версия нацелена на патологические проблемы, для решения которых необходима не только психологическая, но и врачебная подготовка (Семёнов С.П. Мотивационный анализ. Психотерапевтическая версия. – СПб, МОО «ОАЗИС», 2001). Это, главным образом, психосоматические заболевания. Система понятий специальной версии МА включает в себя весь категориальный аппарат инициальной версии, а также ряд дополнительных концепций.

Широкая версия предназначена, в основном, для самопознания, самосовершенствования и индивидуального развития. Как таковая, она зиждется на солидном метафизическом фундаменте, имеет особую (адаптированную для непрофессионалов) психологическую теорию и является составной частью аутентизма — гуманистического мировоззрения, в центре которого находится понятие аутентичности.

Поскольку базис всех трёх версий образуют понятия инициальной версии, и именно она представляет интерес для широкого круга лиц, специфичность МА как особого метода удобно показать на её примере. Основное предназначение инициальной версии — дать человеку такое представление о его психологических проблемах, исходя из которого он смог бы их преодолеть путём самонаблюдения и перестройки отношений с окружающими. При этом, как уже указывалось, инициальная версия рассчитана на постижение только проблем, возникших по причине тех или иных жизненных коллизий. Большинство таких проблем зиждется на основе инфантильных, то есть сложившихся в детском возрасте комплексов. Эти проблемы составляя особую категорию. Так что фактически инициальная версия ориентирована главным образом на неё. Однако круг подобных проблем весьма широк, и существование особого подхода к их решению вполне оправ­дано. Чтобы понять, почему эти проблемы наиболее многочисленны, надо иметь в виду несколько следующих принципиальных положений МА.

1. Большинство жизненно важных стереотипов человек обретает в детском возрасте и, даже будучи взрослым, всегда в той или иной мере обнаруживает их детскую опредмеченность. Поэтому, если по каким-то причинам он опирается не столько на знания, сколько на стереотипы, его взаимодействие со средой почти обязательно инфантильно, а значит, неадекватно и, следовательно, чревато проблемами. Данное положение является общим, касается всех видов взаимодействия, но более всего — взаимодействия с социальной средой...

Другая сторона дела — уродливые стереотипы отношений в семье. — Поскольку онтогенетически семья является прототипом общества, стереотипы внутрисемейных отношений, по сути, образуют фундамент социального поведения в целом. И если эти стереотипы, действительно, аномальны, социальное взаимодействие почти всегда неадекватно...

Таким образом, опора на инфантильный опыт вообще и, особенно, на аномальный опыт — действительно чревата понятными психологическими проблемами. Практика показывает, что именно они составляют большинство.

2. Детский опыт, конечно, очень сильно предопределён младенческим, но стереотипы, складывающиеся в детстве, определены всё же главным образом характером отношений с соответствующими реалиями. Поэтому чаще всего для оптимизации психологического состояния взрослого человека нет нужды погружаться в его младенческие переживания — достаточно детально разобраться с детскими... Так, например, младенческий опыт взаимодействия с материнским соском, безусловно, предопределяет многое в отношении мальчика и к собственному полу, и к другим мужчинам, и к отцу, но только опыт взаимодействия с отцом предопределяет его отношение к социальным реалиям, стоящим под знаком отца... — Конечно, если взаимодействие с материнской грудью было грубо аномальным, едва ли взаимодействие с отцом будет вполне нормальным. Однако очень часто оно ненормально и без какой-либо предопределённости младенческим опытом, и в то же время само сильно предопределяет всё дальнейшее развитие. В подобных случаях для оптимизации состояния человеку достаточно научиться различать воспроизводство детских отношений.

3. Аномальные обстоятельства развития в отроческом возрасте и позже сами по себе редко ведут к устойчивой деформации психологического состояния. Дело в том, что, начиная с юношеского возраста, основным инструментом взаимодействия со средой становится разум. Знания же гораздо менее влиятельны, нежели стереотипы, и не отменяют их. Поэтому фактически весь более поздний опыт ложится на детский, лишь отчасти модифицируя его. Как следствие, любые проблемы взрослого человека всегда в той или иной мере предопределены характером его детского опыта. Понятно, что в действительности психогенно обусловленные проблемы отнюдь не исчерпываются категорией, на которую ориентирована инициальная версия МА, а потому в каждом конкретном случае аналитику приходится прежде всего решать вопрос о том, является ли она достаточной применительно к нему.

Для исследования и преодоления каких проблем инициальная версия не подходит? — Она не подходит для решения психопатологических проблем, которые либо производны от какой-то физической болезни, либо сами производят такую болезнь. В подобных случаях необходимо обращаться к специальной версии. Специальная версия нужна и в тех случаях, когда характер проблемы нельзя объяснить исходя из опыта, который человек может припомнить самостоятельно. Получение информации с помощью гипноза, метода свободных ассоциаций или других специальных техник в инициальной версии не предусматривается. Осуществление МА предполагает определённую последовательность действий. В рамках инициальной версии она трёхчастна: аналитическое исследование; формирование представления о происхождении проблемы; определение путей и средств оптимизации состояния. Однако предшествует аналитическому исследованию изучение мотивационного анализа в объёме, достаточном для его осуществления.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аналитическое исследование, как и весь процесс мотивационного анализа на всём его протяжении, это активное взаимодействие аналитика и анализируемого, так что и у того и у другого появляется соответствующий опыт. Однако представить картину с обеих сторон в короткой статье сложно, поэтому ниже весь процесс описан преимущественно с позиции анализируемого.

Кто такой аналитик? – Это человек, освоивший мотивационный анализ в ходе преодоления тех или иных собственных проблем с помощью данного метода. Для анализируемого исследование начинается с изучения концепции мотивационного анализа и самоанализу, то есть формированию собственного представления о своей проблеме. А для аналитика оно начинается с определения проблемы на первый взгляд. Формируя собственное видение проблемы, аналитик, разумеется, обязательно включает в него и взгляд на неё со стороны анализируемого. Но само по себе такое исходное представление складывается у него в результате соотнесения наблюдаемого с «эталоном», который является всегда опытным. Как таковое, оно и достоверно в меру опытности аналитика, и в той же мере искажает реальность. Последнее обстоятельство приходится учитывать обеим сторонам аналитического процесса... Следующая задача сводится к тому, чтобы определить вполне очевидные индивидуальные особенности психической организации и деятельности анализируемого. Для человека, который смотрит на другого со стороны, её решение не составляет большого труда, ибо у каждого из нас есть представление о некоем типичном для соответствующей биологической группы и возрастной стадии персонаже. Далее среди выявленных индивидуальных особенностей должны быть выделить те, которые делают взаимодействие со средой неадекватным. По сути, они-то и обнаруживают проблему, подлежащую исследованию. Уже на этом этапе должен быть поставлен вопрос вопросом: что именно неадекватно? — Как известно, неадекватными могут быть и инстинкты, и стереотипы, и знания... А причины, по которым используется именно тот или иной неподходящий «инструмент», различны в зависимости от природы самого этого инструмента. Определив его, мы вместе с этим обретаем и указание на возможную причину проблемы. Таким образом, дальнейшее исследование превращается в поиск причин.

Следующее действие состоит в выделении из проблемы субъект-объектных отношений проблемы интрапсихической (интрапсихического конфликта). При этом чаще всего интрапсихический конфликт приходится выделять из интерперсонального. В любом случае корректное решение данной задачи возможно лишь путём достаточно тщательного изучения истории индивидуального развития. — Поскольку интраперсональные проблемы, в отличие от проблем межличностных отношений, являются фактически сквозными с момента своего возникновения, то есть остаются при изменении обстоятельств, в ходе онтогенетического исследования они становятся очевидными. И если проблема не является врождённой, а возникла вследствие тех или иных внешних причин, сам момент её возникновения тоже очевиден. В общем, изучение истории индивидуального развития — магистраль аналитического исследования.

Каким образом аналитик получает от Вас сведения? — Главным образом — путём тщательного расспроса и наблюдения. Значительно облегчает решение задачи получение детальной автобиографии. В зависимости от обстоятельств она может быть как совершенно вольной, так и написанной по плану. Кроме того, если возможно, следует обязательно представить сведения, полученные от родственников. Очень полезно дать также аналитику возможность понаблюдать за Вашим общением с другими людьми: такое наблюдение позволяет обнаружить использование неадекватных «инструментов» взаимодействия. Зачастую оно даёт пищи для размышлений куда больше, нежели всё остальное...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРОБЛЕМ.

Мотивационный анализ предполагает соотнесение полученных сведений с используемой психологической концепцией и, таким образом, фактически их расчленение сообразно её слагаемым. Именно поэтому методика именуется анализом. Однако та же процедура соотнесения предполагает и формирование синтетического представления как о структуре личности, так и о происхождении индивидуальных особенностей. Это представление складывается на основе соответствующих понятий. Для инициальной версии МА ключевым является понятие о способностях-потребностях и о том, как развивается их «древо» в зависимости от различных обстоятельств. При этом различают три типа обстоятельств: нормальные, тепличные, стесняющие. — В тепличных и стесняющих обстоятельствах древо способностей-потребностей формируется, как правило, аномально и, следовательно, аномальной оказывается вся мотивационная сфера. Это достаточно очевидно. Однако надо иметь в виду, что она может оказаться аномальной и при нормальных обстоятельствах развития. — Например, в результате восприятия уродливых стереотипов от родителей — путём подражания им...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ И СРЕДСТВ ОПТИМИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ.

Цель МА — найти возможность и пути преодоления проблемы. Инициальная версия сама по себе ориентирована в основном на решение таких проблем, которые по своей сути могут быть преодолены путём сознательного отказа от использования неадекватных средств взаимодействия со средой и замены их на новые. При этом функция аналитика сводится к тому, чтобы помочь анализируемому решить следующие задачи:

  • Освоить сложившееся в ходе анализа представление так, чтобы впредь можно было самостоятельно обнаруживать проявления собственной проблемы, отслеживать её.
  • Осуществить замену неадекватных средств взаимодействия со средой на более адекватные.
  • Определить психологическое состояние, которое надлежит сформировать взамен наличного, и начать культивировать его.

Как правило, мотивационный анализ осуществляется в виде индивидуальных сеансов, однако зачастую более эффективным является анализ в группе. Решение о наиболее подходящей форме принимает аналитик на основе предварительного знакомства с характером предъявляемой проблемы. В ряде случаев достаточный опыт может быть получен и на аналитическом семинаре. На таких семинарах рассматриваются истории либо анонимных персонажей, либо публичных деятелей.