Аутентикация и аутентичность

«Позвольте мне лаконично выразить, из чего состоит паттерн движения, который я наблюдаю у клиентов и элементы которого я пытался описать. Кажется, это означает, что человек движется к тому, чтобы быть собой, зная и принимая этот процесс, которым внутренне является. Он двигается прочь от того, кем не является, прочь от маски. Он не пытается быть большим, чем он есть, с сопутствующим этому состоянию чувством уязвимости или напыщенностью защитных реакций. Он не пытается быть меньшим, чем он есть, с сопутствующим чувством вины или пониженной самооценкой. Он больше прислушивается к глубинным уголкам своего физиологического и эмоционального бытия и обнаруживает, что хочет со всё большей точностью и глубиной быть тем Я, которым он истинно является».

Карл Роджерс

Аутентичность.

В гуманистической психологии понятие аутентичности отражает одну из важнейших интегративных характеристик личности. По Роджерсу, который активно использовал данный термин, аутентичность — это способность человека отказываться в общении от различных социальных ролей, позволяя проявляться подлинным мыслям, эмоциям и поведению. Понятиями, в той или иной мере синонимичными аутентичности, являются такие, как свобода (Оллпорт), самоактуализация (Маслоу), самость (Юнг), целостная личность (Перлс). Повышение степени аутентичности предполагает личностный рост. В гештальт-терапии, например, этапами такого роста являются осознание относительности социальных норм, неэффективности поведенческих шаблонов, утверждение собственной ценности с открытием в себе возможности проявления любых, даже негативных эмоций, с одновременным принятием на себя ответственности за аутентичное поведение в обществе.

Аутентикация

Аутентикация (от лат. authenticus — подлинный, достоверный, соответствующий самому себе) — так называется система самосовершенствования и личностного роста, разработанная в начале 80-х годов группой гуманистически ориентированных интеллектуалов, возглавлявшейся С.П. Семёновым. Согласно концепции, положенной в её основу, центральным принципом здорового образа жизни и полноценного функционирования личности является принцип аFутентичности, принцип соответствия самому себе. При этом под аутентикацией понимается специальная практика, направленная на повышение степени аутентичности. Так что сам термин не является калькой английского слова authentication (идентификация, опознание, отождествление). В отличие от своих западных коллег (Роджерса, Маслоу, Оллпорта, Перлса, Юнга), осмысливавших категорию аутентичности в обстоятельствах либерального общества, создатели АУТЕНТИКАЦИИ (Кондратьев, Богомолов, Мессерман, Иванов) формировали свои представления в условиях тоталитарного режима, всецело угнетавшего индивидуальность. Поэтому важнейшими направлениями аутентикации оказались обнаружение собственной уникальной природы и поиск самореализации, а путь повышения аутентичности сложился в систему. Краткая история её возникновения сводится к следующему.

Занимаясь проблемой здорового образа жизни, авторы пришли к выводу, что круг универсальных оздоровительных рекомендаций очень невелик, так как люди серьёзно отличаются друг от друга, и что поэтому единственно здоровым является индивидуальный стиль жизни. Поиск же возможностей индивидуализации обнаружил тот факт, что это фундаментальная проблема, связанная с двойственностью человеческой природы (биологическая и культурная составляющие)... Человек не рождается человеком в полном смысле слова, но становится им в результате освоения человеческой культуры... — Культура — опыт исторически усреднённый, а каждый человек по своим биологическим задаткам весьма и весьма оригинален. Так что из-за расхождения между «культурным» и «биологическим» каждому из нас присуще фундаментальное противоречие, которое тем сильнее, чем оригинальнее человек... Усугубляет его коммерческая и конъюнктурно-политическая деформация культуры. Чем острее это противоречие, тем меньше степень аутентичности человека. А в современном обществе его острота уже столь велика, что для многих людей (особенно крайнего сложения) оно является фактически болезнетворным. В таком случае повышение аутентичности — это не только потребность личностного роста, но и универсальный способ психологической профилактики, так называемых психогений, и способ оздоровления.

Поскольку АУТЕНТИКАЦИЯ является технологией психической культуры, она предполагает опору, с одной стороны, на совокупность необходимых сведений (тексты, аудио- и видеоматериалы); с другой – на опыт живых носителей этой субкультуры, способных к её трансляции. Институт Психической Культуры предлагает этот опыт в виде соответствующих мероприятий (семинары, лекции, тренинги, индивидуальное общение).

Если рассматривать АУТЕНТИКАЦИЮ, как путь к самому себе, основными его этапами являются:
  • общеоздоровительная коррекция образа жизни,
  • индивидуализация образа жизни, формирование индивидуального стиля жизни;
  • креативная самореализация.

Общеоздоровительная коррекция стиля жизни

Преодоление болезнетворных установок, стереотипов, представлений, которые сформировались за годы бездумного восприятия массовой культуры, предполагает последовательное методичное осмысление соответствующих реалий при строгой ориентации на современные научные знания о человеке. Примерный свод необходимых понятий, принципов организации жизни и правил удовлетворения наиболее важных потребностей содержат научно-популярные книги С.П. Семёнова: «Чистый мозг», «Книгочей», «Профилактика старения», «Гор. Система психофизического самосовершенствования в ключе аутентикации». Многолетняя практика авторов АУТЕНТИКАЦИИ показывает, что даже такая, казалось бы, элементарная задача, как общеоздоровительная коррекция стиля жизни — дело отнюдь не простое, ведь «привычка — вторая натура»... В связи с этим одним из принципов аутентикации вообще и первого этапа в частности является следующий: пытаясь преодолеть ту или иную болезнетворную привычку, нельзя пересиливать себя в такой степени, при которой здоровью наносится вред больший, нежели наносит сама привычка...

В связи с этим одним из принципов аутентикации вообще и первого этапа в частности является следующий: пытаясь преодолеть ту или иную болезнетворную привычку, нельзя пересиливать себя в такой степени, при которой здоровью наносится вред больший, нежели наносит сама привычка...

Индивидуализация

Если общеоздоровительная коррекция опирается на противопоставление рационального (научного) иррациональному, то индивидуализация — это всестороннее самоопределение, то есть перестройка стиля жизни, исходя из своей индивидуальности. Это двуединый процесс, который предполагает, с одной стороны, меры, направленные на приближение к своей нераздельной истинной природе; с другой — поиск во всём именно своего стиля. Основными слагаемыми индивидуализации являются: коррекция самовосприятия, физиологическое самоопределение, психологическое самоопределение, культурно-социальное самоопределение, духовное самоопределение.

Коррекция самовосприятия. — На этом этапе дело сводится к наполнению самовосприятия самим собой, своим жизненным интересом. Необходимость подобной практики порождена фактом известной «самоотверженности» людей, который заключается в том, что человек строит своё существование исходя не столько из внутренних побуждений, сколько из внешних, выражающих интересы других людей и общества. Само по себе такое положение вполне естественно (человек — существо социальное и культурное). Однако нынешняя организация общества сильно злоупотребляет этими человеческими свойствами. Поэтому, прежде чем решать вопросы индивидуализации стиля жизни, надо сознательно обострить восприятие собственной индивидуальности. Для решения данной задачи АУТЕНТИКАЦИЯ предлагает, во-первых, постоянно озадачивать себя вопросом о том, почему поступаешь так, а не иначе, почему вообще это делаешь; во-вторых, освоить специальную медитацию (базовую психотехнику). Эта медитация в основных чертах похожа на аутогенное погружение, но, в отличие от него, сводится не к самовнушению, а к заострению своих чувств. В книгах С.П. Семёнова «Чистый мозг», «Профилактика старения», «Гор. Система психофизического самосовершенствования в ключе аутентикации» есть разделы, содержащие основные положения и формулы этой техники. Её освоение позволяет обнаружить один из важнейших критериев соответствия самому себе (критериев аутентичности) — чувство внутренней гармонии. С ним можно соотносить переживания, связанные с вопросом: «Моё это или не моё? Соответствует это моей истинной натуре или противоречит?..» А это основной вопрос всей индивидуализации, и его надо задавать по всякому случаю...

Физиологическое самоопределение. — Оно сводится к тому, чтобы постепенно выработать свой индивидуальный стиль удовлетворения основных жизненно-важных потребностей: питания, физических нагрузок, половой жизни, сна–бодрствования и т. п. Здесь основным критерием соответствия себе оказывается как раз то чувство внутренней гармонии, которое даёт медитативная практика. А решать все эти вопросы надо руководствуясь современными физиологическими сведениями.

Психологическое самоопределение. — Оно состоит в осознании происхождения своих психологических особенностей и в посильной коррекции, с одной стороны, своего психологического склада; с другой — взаимоотношений с окружающими. Аутентичность предполагает знание того, что именно направляет Вашу деятельность и определяет Ваши действия: что связано с родителями и их привычками; что — с общей культурой; что — с конкретными событиями индивидуальной истории... Поскольку без такого знания приближение к самому себе практически невозможно, важнейшим элементом АУТЕНТИКАЦИИ является мотивационный анализ — специальная психодиагностическая и психокоррекционная методика.

Культурно-социальное самоопределение. — Решая задачу психологического самоопределения, человек, вставший на путь аутентикации, неизбежно оказывается перед необходимостью осуществить наряду с другими видами самоопределения культурно-социальное, то есть вполне сознательно выбрать подходящее социальное место и соответствующую социальную роль. Наша многолетняя практика показывает, что полноценное психологическое самоопределение лишь в очень редких случаях оставляет возможность сохранять сложившиеся ранее отношения — и с обществом, и с окружающими людьми, — они подлежат коррекции, направление которой, естественно, индивидуально. Важно отметить, что коррекция социальной роли в ходе аутентикации почти всегда приводит к повышению социальной ответственности, даже при кажущемся уменьшении её меры.

Духовное самоопределение. — Его необходимость становится очевидной по мере того, как человек осознаёт собственные мотивы, осознаёт, что и как направляет его жизнь. Рано или поздно он понимает, что, кроме индивидуальных потребностей и разнообразного принуждения со стороны общества, окружающих людей, есть ещё некий императив, коренящийся в природе универсума. Связанный с ним общественно-исторический опыт отлит в формы разнообразных духовных учений, и для большинства людей духовное самоопределение сводится к выбору между ними.

Креативная самореализация

Повышение степени аутентичности означает личностный рост, поэтому для человека, приверженного к этой системе, со временем всё более значимыми становятся потребности, выражающие сугубо человеческую природу, — потребности в созидательном труде и в творчестве. На то, что дело обстоит именно так, указывают и другие представители гуманистической психологии, в частности Маслоу.