C. П. Семёнов 

АНТРОПОПТОЗ

(Социально обусловленная самоликвидация человека)

Лекция прочитанная 27.06.2007 года 

 

О чём пойдёт речь? Суть дела можно сформулировать следующим образом: многие болезни, в том числе и смертельно опасные, развиваются вследствие расстройства саморегуляции организма. Так вот, я утверждаю, что одной из главных причин такого расстройства является психологическая ситуация, при которой человек оказывается либо фактически бесполезным, либо ощущает себя таковым. История знает немало случаев, когда люди на многие годы продлевали свою жизнь, осознав смысл и цель дальнейшего существования. В то же время должен сразу предупредить, что механизм расстройства саморегуляции, о котором я буду рассказывать, отнюдь не является единственным. Болезни, относимые мной к категории антропоптоза, могут иметь и совершенно иную природу – никак не связанную с социальной ролью…

Часть I

Интродукция

На протяжении уже многих лет я пытаюсь довести до сознания людей опасность той ситуации, которая сложилась в современном обществе и не может быть изменена без доброй воли активной части населения. Эта опасность является общечеловеческой, и потому до последнего времени в своих выступлениях я делал упор на необходимости социальных преобразований. Однако понятный упадок интереса общественности к политике делает подобные призывы всё менее эффективными. Остаётся только одно – пытаться помочь тем, кто озабочен либо собственным здоровьем, либо состоянием здоровья своих родственников. Поэтому, начиная с 2003 года, я ограничиваюсь выступлениями в лекционных залах. «Мистерия дружества и любви», «Вечера целительной поэзии» – вот линия, к которой относится сегодняшняя лекция… Однако, если в предыдущие встречи речь шла о болезнях, которые, развиваясь по социальным и психологическим причинам, обретают хроническое течение, то сегодня предметом внимания будут заболевания сравнительно острые – уносящие жизнь за короткий срок. Многие из них относятся к категории неизлечимых, так что задача заключается в том, чтобы не допустить их появления или развития рецидива после успешного лечения. Инфаркт миокарда, инсульт (паралич), злокачественные опухоли, алкоголизм, наркомания, иммунодепрессия и вызванная этим повышенная заболеваемость, самоубийства, травматизм, – что общего у этих, казалось бы, столь различных проблем?.. - Согласно моему пониманию, которое я и намерен представить вам в популярном виде, все они могут выражать одно и то же – антропоптоз – социально обусловленную самоликвидацию человека. К сожалению, одним из основных факторов, запускающих механизм такой гибели, является психосоциальная депривация – состояние, при котором человек психологически лишён естественной связи с социальным организмом и не может осуществлять своё предназначение. Далее я достаточно подробно расскажу о болезнетворном значении такой депривации и о том, что делать для профилактики фактически запрограммированной гибели, но прежде – краткий экскурс в историю темы и терминов.

Краткий экскурс в историю темы

Что такое антропоптоз? – Слово антропоптоз образовано от двух греческих: άνθρωπος, что значит – человек и πτωσις, что значит – падение, гибель, умирание. Это слово я придумал для обозначения явления, аналогичного апоптозу – одному из наиболее изученных видов запрограммированной гибели клеток (греч. Άπο – в сложных словах означает окончание действия и πτωσις – гибель, умирание). Термин апоптоз получил своё нынешнеё значение в 1972 году с подачи Керра, опубликовавшего со своими соавторами соответствующую статью в британском журнале Cancer. В 1997 году В.П. Скулачёв предложил для обозначения такой же генетически запрограммированной смерти многоклеточных организмов использовать термин феноптоз. Так что формально антропоптоз можно было бы рассматривать как частный случай феноптоза – феноптоз человека. Однако с позиции эволюционной теории, образующей основу современной биологии, существование феноптоза в качестве явления столь же фундаментального как и апоптоз представляется весьма сомнительным. Дело в том, что программа самоликвидация многоклеточного организма могла закрепиться в геноме лишь при уникальном стечении филогенетических обстоятельств. И действительно, известные феномены, которые подходят под данную гипотезу, очень немногочисленны. А применительно к виду Homo sapiens она представляется вообще ошибочной: в отличие от других живых существ человек потенциально – долгожитель… в норме его смерть генетически не детерминирована. На это я указываю с 1993 года, когда впервые была опубликована моя книга «Профилактика старения». В связи с данным обстоятельством далее по ходу лекции термином феноптоз я не пользуюсь, а свою точку зрения на особенности генетической программы человека изложу достаточно подробно чуть далее. Да, гибель людей, подобная апоптозу, несомненно, существует, в этом В. П. Скулачёв, безусловно, прав, но программа такой самоликвидации, она детерминирована не генетически, а психологически. И я намерен представить вам соответствующую картину.

Чтобы аналогия между антропоптозом и апоптозом была достаточно понятной, прежде всего я должен хотя бы кратко рассказать об этой форме клеточного самоубийства.

Что такое апоптоз?

Первым делом, заостряю ваше внимание на том, что в случае апоптоза речь идёт именно о самоликвидации клетки, а не о гибели вследствие действия тех или иных вредностей, которую именуют некрозом. Апоптоз – это генетически контролируемый процесс, который могут запускать различные внешние и внутренние факторы. Его осуществление связано с активацией особых (киллерных) генов, ответственных за синтез веществ, вызывающих разрушение клетки. Факторы, запускающие генетическую программу самоликвидации, для клеток различных тканей различны. Но нас в плане дальнейшего изложения интересуют лишь наиболее общие механизмы, то есть вызывающие апоптоз вне зависимости от тканевой принадлежности клетки.

Одним из таких наиболее общих механизмов является нарушение регуляторных воздействий со стороны организма, благодаря которым клетка имеет нормальное строение и нормально функционирует. Подобным образом дело обстоит, например, при недостатке в ткани тех или иных гормонов, факторов роста, или иных клеточных стимуляторов. К развитию апоптоза может вести и простая потеря клеткой контакта с другими клетками или элементами межклеточного вещества…

Другой общий механизм включения программы самоликвидации сводится к воздействию физиологических индукторов – специальных веществ, которые организм производит с цель активации киллерных генов, то есть именно для того, чтобы принудить клетку к самоубийству. Оба представленных механизма имеют полные аналоги в картине антропоптоза. Но об этом далее. А сейчас, чтобы иметь общее представление, давайте рассмотрим несколько биологических процессов, в осуществлении которых роль апоптоза особенно значима и очевидна.

К таким процессам относятся: эмбриональное развитие; ликвидация стареющих клеток; инволюция зрелых тканей; развитие ряда дегенеративных и инфекционных заболеваний; опухолевый рост. Роль апоптоза в эмбриональном развитии. – Формирование организма в ходе эмбрионального развития связано с производством и гибелью огромного количества различных клеток. Так, например, появляются и полностью исчезают так называемые временные органы, а сложение постоянных органов предполагает сначала производство избыточной клеточной массы, а после – избавление от всего лишнего. При этом уничтожение клеток, сделавших своё дело, осуществляется в основном путём апоптоза.

Он охватывает клетки в четко определенных участках формирующихся зачатков и органов на конкретных этапах их развития. Если по какой-либо причине ткани или органы, подлежащие уничтожению остаются, на свет появляется урод. Поэтому можно сказать так: апоптоз – обязательный процесс нормального развития организма.

Ликвидация стареющих клеток. – Общеизвестно, что клеточный состав практически всех тканей постоянно обновляется. И хотя средняя продолжительность жизни клеток в различных тканях варьирует от нескольких часов (для белых кровяных телец) до многих лет (для нервных клеток), их старение, в норме завершается всегда апоптозом. Есть основания считать, что включение киллерных генов происходит вследствие снижения чувствительности состарившейся клетки к стимулирующим сигналам со стороны её соседей и организма в целом. Своевременное обновление клеточного состава – залог долголетия организма, и нормальное осуществление апоптоза – обязательное условие этого.

Инволюция. – Под инволюцией понимают обратное развитие зрелых тканей, утративших своё функциональное значение. Она особенно ярко выражена в тканях, строение и активность которых сильно зависят от гормонов. Так, например, после прекращения лактации (производства молока) быстро уменьшается клеточная масса молочных желёз, а в пожилом возрасте в связи с увяданием половой функции у женщин уменьшается матка; у мужчин – предстательная железа. Во всех этих и многих других случаях клетки, переставшие быть нужными организму, прекращают своё существование путём апоптоза.

Апоптоз в ходе эмбрионального развития, апоптоз стареющих клеток, апоптоз при инволюции зрелых тканей – всё это примеры физиологической гибели клеток. Однако с апоптозом может быть связан и целый ряд болезненных процессов: одни из них выражают неуместную активацию программы самоуничтожения клеток, другие – угнетение этого важного механизма тканевого гомеостаза. Что касается болезнетворной активации апоптоза, то есть основания предполагать, что она может лежать в основе таких тяжёлых болезней, как паркинсонизм, болезнь Альцгеймера, боковой амиотрофический склероз и целого ряда других дегенеративных заболеваний, которые характеризуются резким уменьшением количества основных функциональных клеток. Установлено так же, что апоптоз может запускаться при инфицировании клеток. Так, например, клиническая картина СПИДа, она во многом определена апоптозом клеток иммунной системы.

Что касается угнетения апоптоза, то это явление не менее болезнетворное, нежели его неуместная активация. Например, сохранение в организме новорожденного эмбриональных клеток чревато не только различными уродствами, но и некоторыми видами опухолей. Кстати заметить, установлено, что в клетках различных опухолей зачастую выключены как раз гены, запускающие апоптоз. Так что угнетение киллерных генов может быть одним из общих механизмов канцерогенеза.

Завершая свой краткий рассказ о запрограммированной гибели клеток, должен ещё раз указать на то, что апоптоз – явление физиологическое, нормальное. Как только клетка перестаёт соответствовать своему функциональному предназначению в организме, она, получив от него соответствующий сигнал, осуществляет самоликвидацию. Таким образом, обеспечивается обновление клеточного состава, необходимое для сохранения здоровья и долголетия организма. Однако, если путём апоптоза гибнут нужные организму клетки или в результате его блокады накапливаются неуместные, развивается болезнь. Далее я проведу некоторые социальные параллели, но для того, чтобы правомерность аналогий была достаточно очевидной, должен прежде представить понятие о том, что организм – целеустремлённая система…

Организм – целеустремлённая система

Со времён Клода Бернара (1878 г) и Уолтера Кеннона (1929 г) организм представляется физиологам главным образом как система способная поддерживать постоянство своего состава и строения. И, действительно, сформулированное У. Кенноном понятие о гомеостазе – одно из основных для современной физиологии. Однако не менее важным должно быть понятие о том, что организм на протяжении всего своего существования является целеустремлённой системой; иными словами – имеет определённое предназначение… Поскольку популяризацией данного представления мало кто занят, я должен изложить его достаточно подробно. Желающих познакомиться с соответствующей развернутой концепцией жизни отсылаю ко второму изданию своей уже упоминавшейся книги «Профилактика старения».

Итак, из чего следует, что организм – система целеустремлённая, и в чём заключается цель? Обычно, отвечая на этот вопрос, я апеллирую к эволюционной теории, которая, по моему мнению, является достаточно достоверной. Поэтому и сейчас я прибегаю к ней.

Согласно данной теории организм любого живого существа во всех деталях своего строения и особенностях своих функций — плод миллионов лет „естественного отбора“, который сводится к тому, что в условиях постоянной борьбы за существование доживают до возраста половой зрелости и передают свои признаки потомству лишь особи, достаточно приспособленные к среде обитания... Так из поколения в поколение накапливаются полезные качества. Здесь важно обратить внимание вот на что: механизм естественного отбора работает в отношении любых свойств и признаков только при условии, что живое существо может произвести потомков. Поэтому совершенно очевидно, что первейшим признаком живого организма является его способность к продлению рода... все другие свойства и признаки любого живого существа — всего лишь средства, обеспечивающие решение данной задачи... Поразмыслив, легко понять, что при этом сама функция продления рода (= родовая функция) является цементирующей весь организм, а продление рода и есть та цель, к которой биологически устремлено существование любого организма. Ей подчинено всё его строение... Я не буду далее распространяться на сей счёт, ибо для думающего и сказанного достаточно!.. – Таким образом, вот формула: жизнь — бытие целеустремлённое и целеподчинённое, при этом естественно-биологическая цель заключается в продлении рода; родовая функция цементирует весь организм; соответствие ей — залог нормального течения жизни и достижимого долголетия…

Ярким свидетельством справедливости данной формулы служит тот факт, что у большинства видов живых существ продолжительность жизни лишь незначительно превышает репродуктивный возраст. Как только особь утрачивает способность к продолжению рода, её общая жизнеспособность резко падает. Это особенно очевидно на примере тихоокеанского лосося и других рыб, у которых нерест происходит раз в жизни: вскоре после него производители гибнут. На первый взгляд у высших животных и у человека дело обстоит иначе. Однако надо принять в расчет, что в отличие от лосося воспроизводство человека отнюдь не завершается деторождением, ведь человек – существо не только биологическое, но культурное и социальное. Вне человеческой культуры, вне человеческого общества (иными словами – как животное) человек мало жизнеспособен. Так что для человека продление рода (осуществление родовой функции) предполагает ещё, во-первых, воспитание потомков до такого возраста, когда они смогут существовать самостоятельно; во-вторых, передачу им культуры, то есть информации, без которой наш вид не жизнеспособен; в-третьих, поддержание и развитие общественного строения. Отсюда явствует, что человек потенциально – долгожитель, ибо его организм эволюционно рассчитан на решение всех этих задач. А они, как вы понимаете, простираются далеко за пределы детородного возраста. И существует достаточно свидетельств, что для человека, занятого решением оных задач, естественная смерть вообще не является жёстко запрограммированным событием, и наступает лишь в результате накопления организмом неисправимых поломок. Ситуация, аналогичная той, которая на клеточном уровне запускает апоптоз, на человеческом уровне складывается лишь тогда, когда человек перестаёт соответствовать своему предназначению вовсе, то есть утрачивает и детородную, и культурную, и социальную функции. К сожалению, при нынешнем устройстве общества в подобном положении невольно оказываются очень и очень многие. Сейчас психосоциальная депривация распространяется уже не на отдельных граждан или апатридов, но на целые социальные слои и потому является одной из основных причин преждевременной гибели значительной части населения. Заявляя это, я должен был бы тут же приступить к разъяснению своего представления о сущности данного явления. Однако прежде необходимо ответить на фундаментальный вопрос: а правда ли существуют какие-то механизмы самоликвидации человека аналогичные апаптозу? К сожалению, есть достаточно твёрдые основания утверждать: да, – существуют… Они имеют психофизиологическую природу.

Психофизиологические механизмы антропоптоза

Чтобы было понятно, почему те или иные психологические факторы могут расстраивать здоровье, я в нескольких словах расскажу о том, как осуществляется нервная регуляция. Нервная регуляция

С середины прошлого века, со времён исследований известного отечественного нейрофизиолога Леона Абгаровича Орбели, постепенно стало складываться понимание того, что, вопреки господствовавшему тогда учению Ивана Петровича Павлова, высшей инстанцией в осуществлении целостности организма является не кора головного мозга, а так называемая вегетативная нервная система. Её регуляторное влияние распространяется не только на внутренние органы и костно-мышечную систему, но также на все этажи центральной нервной системы, включая кору больших полушарий головного мозга. В последние десятилетия исследование центральных механизмов вегетативной регуляции показало, что важнейшие нейрональные структуры, ответственные за это, расположены в стволе головного мозга и в так называемом гипоталамусе. Вот, например, перечень лишь некоторых регуляторных функций этого небольшого отдела мозга: обеспечение гомеостаза, то есть относительного постоянства внутренней среды организма в изменяющихся обстоятельствах жизнедеятельности; аккомодация (приспособление) сердечно-сосудистой и дыхательной систем к различным психо-эмоциональным состояниям; терморегуляция; регуляция моторной и секреторной активности желудочно-кишечного тракта; регуляция кроветворения и иммунитета; регуляция деятельности эндокринных желёз; регуляция белкового, углеводного и жирового обмена; регуляция ритма сна-бодрствования; регуляция всех репродуктивных функций (менструального цикла, сперматогенеза, половой активности, сохранения беременности, родов, лактации)… Сейчас появляется всё больше свидетельств в пользу представления, согласно которому и кору головного мозга и другие высшие отделы так называемой соматической нервной системы допустимо рассматривать как частные объекты вегетативной регуляции. При этом связанные с их деятельностью поведенческие акты равно как и высшие психические функции видятся естественным образом встроенными в организм, зависимыми от него и оказывающими на него встречное влияние. Вот тут-то мы и подходим к пониманию психофизиологической возможности антропоптоза. Для этого достаточно вспомнить, что организм, как мы уже выяснили, это не гомеостат, а целеустремлённая система. Его вегетативная регуляция осуществляется сообразно предназначению, и при утрате цели неизбежно расстраивается. А расстройство такого рода способно вызвать не только разнообразные дисфункции отдельных органов и систем, но и патологическую активацию апоптоза и его блокаду, и многие другие гибельные процессы, и самоубийственное поведение… Среди множества всех этих явлений нам остаётся только очертить круг относящихся к категории собственно антропоптоза.

Основные направления антропоптоза

Согласно определению, данному в начале лекции, под антропоптозом я предлагаю понимать самоуничтожение человеческого организма. Здесь надо обратить внимание на то, что такая погибель, она возможна, очевидно, двумя путями: путём самоубийственного поведения и путём аутонекроза (греч. Αυτος – сам; νέκρωσις– умерщвление) – будем называть этим словом греческого происхождения всякий смертоносный процесс внутреннего разрушения, невольно запускаемый самим человеком. Различие между двумя означенными путями достаточно очевидно: при самоубийственном поведении человек выступает, прежде всего, в качестве умерщвляющего себя (например, при наркомании) тогда как при аутонекрозе – в качестве умирающего (например, при лейкозе)… Таким образом, за пределами очерченного круга осталось большинство болезненных состояний, которые хотя и могут быть вызваны расстройством вегетативной регуляции, но допускают продолжение жизни не протяжении многих лет. О некоторых из них я достаточно подробно рассказывал по ходу «Мистерии дружества и любви». Так что интересующихся отсылаю к тексту этой психопрофилактической композиции (он выложен в интернете).

А теперь речь пойдёт сначала о самоубийственном поведении, а после – о смертоносных недугах.

Самоубийственное поведение

Да, человек в отличие от животных способен к истинному самоубийству, то есть действиям, направленным на лишение себя жизни. Эта способность выражает две фундаментальные особенности нашей природы. Первая из них заключается в относительной слабости инстинктов, так что и инстинкт самосохранения не является главным фактором из числа, определяющих поведение человека. Вторая особенность заключается в том, что человек – существо в высшей мере социальное. Она делает каждого из нас зависимым от окружающих людей и от общества. Как показывает практика гипноза, степень этой зависимости чрезвычайно велика. – Осуществляя гипнотическое воздействие, один человек может не только внушить другому те или иные действия, но, даже, изменить у него течение физиологических процессов… Приняв в расчёт, что образ другого – это всего лишь субъективная реалия, легко понять, сколь он значим – сколь велика сила человеческого самовнушения. Так вот, если по каким-либо причинам это наше Alter EGO (другое «Я») становится врагом, от которого исходит приказ «умри!», человек либо кончает жизнь самоубийством, либо умирает от одного из развивающихся тут же смертельных недугов. По всей видимости, в большинстве случаев именно подобный «приказ», безотчётно отданный себе в той или иной форме или полученный в завуалированном виде со стороны социума, и является основным психологическим механизмом антропоптоза…

Что касается самоубийственного поведения, которое мы взялись обсуждать, то, как и поведение вообще, оно может быть и сознательным и бессознательным.

Рассмотрим сначала сознательные акты самоубийств.

Суицид

Сознательное (преднамеренное) самоубийство, суицид (лат.sui – себя; caedere – убивать). – По кажимости суицид может запускаться разными внешними и внутренними факторами, однако фактически самó такое убийство во всех случаях осуществляется, безусловно, сознательно. При этом все суицидальные акты можно, с известной долей условности, представить в виде двух групп.

Первая из них включает в себя все те случаи, когда самоубийство совершается ради некой надындивидуальной цели. Примерами такого рода могут служить потрясающие факты самосожжения русских раскольников, японские камикадзе, арабские террористы, обрушившие на Нью-Йорк самолёты, герои военных эпопей. Совершенно очевидно, что суициды такого рода никакого отношения к антропоптозу не имеют, ибо они просто обнаруживают способность человека к жертвенному поведению.

А вот вторую группу образуют суицидальные акты, выражающие именно антропоптоз. В неё входят, с одной стороны, разные формы аутоагрессии, когда самоубийство вызвано агрессивным (лат. aggressio – нападение) отношением к самому себе, к собственной жизни; с другой – суицидальные акты, связанные с депрессией или иным страданием, когда самоликвидация – это способ избавления от страдания.

Ярким примером простой аутоагрессии может служить харакири. Вспарывая себе живот, японский самурай реализует программу самоликвидации, выражающую для него недопустимость дальнейшей жизни, если она перестала соответствовать предназначению, строго определенному самурайским кодексом чести, который содержит предписание на сей счёт… Психологически суицид выглядит, конечно, существенно иначе, если субъект решается убить себя вследствие угроз, жестокого обращения или систематического унижения его достоинства (Статья 110 УК РФ. Доведение до самоубийства.). Здесь самоликвидация выражает состояние, когда дальнейшая борьба за жизнь, предполагая дальнейшее страдание, представляется человеку уже не целесообразной, бессмысленной и инстинкт самосохранения оказывается слабее сознательно принятого решения. Примерно так же картина выглядит и в том случае, если до самоубийства доводят не действия каких-то конкретных людей, а состояние общества. О том, каково оно в нынешней России, можно судить по данным статистики. Согласно общепринятым критериям уровень самоубийств в стране расценивается как высокий, если количество завершённых суицидов превышает 20 на 100 тыс. населения. Для нашей страны этот показатель за период с 1985 г возрос в несколько раз и сейчас в целом по России составляет более 40. Выйдя на одно из первых место в качестве причин смерти граждан РФ, суициды стали подлинной проблемой, ибо есть все основания считать, что главным фактором, запускающим этот вариант антропоптоза, является прогрессирующий разрыв связей с социальной средой. Значительно усугубляет проблему всё большее размывание массовой культурой представления о границе жизни и смерти, что особенно сказывается на подростках. А культ жестокости и насилия, насаждаемый СМИ, фактически извращает защитно-оборонительный инстинкт… Да, наблюдается явный рост числа самоубийства под давлением тех или иных очевидных внешних обстоятельств, однако ещё чаще суициды совершаются в состоянии депрессии. И если депрессия, возникнув по психологически понятным причинам, привела к суициду – это типичный антропоптоз. Наиболее часто к развитию таких депрессий у взрослых людей приводят следующие обстоятельства: гибель близких (особенно, единственного ребёнка); разрыв с возлюбленными; утрата смысла и цели существования в связи с наступившим одиночеством; положение изгоя, чужака; положение человека, который оказался никому не нужным; утрата дома, изгнание с Родины… Большая часть этих обстоятельств может быть отнесена к категории психосоциальной депривации, о которой я расскажу чуть далее.

Оценивая вклад различных депрессий в общую величину суицидов, надо обязательно брать в расчет, что распространённость депрессивных состояний куда шире, нежели это отражено в официальной статистике. Во-первых, депрессии зачастую скрываются под действием тех или иных психотропных средств (лекарства, алкоголь, наркотики). Они всё шире входят в повседневную жизнь и уже сейчас являются практически обязательными атрибутами современного образа жизни. Во-вторых, депрессии во многих случаях оказываются соматизированными (греч. Σώμα – тело), когда человек предъявляет жалобы в основном со стороны мышц, суставов, тех или иных внутренних органов, а реальных признаков какого-либо физического заболевания нет. При этом собственно эмоциональные нарушения могут быть выявлены только путём специального исследования. Понятно, что попытка самоубийства на фоне такой депрессии выглядит маломотивированной.

Бессознательное стремление к смерти

До сих пор мы обсуждали варианты истинного самоубийства, то есть осознаваемого, преднамеренного лишения себя жизни. Однако повседневная медико-психологическая практика доставляет множество фактов, свидетельствующих о том, что поведение человека в значительной мере направляется факторами, которые он может вовсе не осознавать. Это относится к различным видам деятельности и действий, включая действия гибельные. Здесь, опять-таки уместно вспомнить о гипнозе: приказ, полученный от гипнотизёра, человек выполняет, не сознавая, что выполняет чей-то приказ. Ему кажется, что он действует совершенно произвольно. При этом в большинстве случаев действие совершается машинально, то есть без осознания его назначения и целесообразности. Бессознательное стремление лишить себя жизни реализуется вполне аналогично. Можно привести множество различных примеров безотчётного (непреднамеренного) самоубийственного поведения, но мы рассмотрим всего два: наркоманию и так называемый «автоцид».

Наркомания

Что бы ни говорили мои коллеги (наркологи и психологи), занимающиеся этой проблемой, факт заключается в том, что наркомания – вид гибельного поведения, при котором человек действует достаточно сознательно и упрямо отказывается от помощи. Да, наркомания это, безусловно, особая форма психического расстройства, и как таковая она, подобно депрессии, требует эффективного медицинского вмешательства. Но здесь речь не о лечении, а о том, почему оно малоэффективно.

Думается, всё дело в том, что наркомания – плод мощного социального внушения, этакой гибельной программы, которая посредством всех каналов информации внедряется в психику молодых людей. Противиться её реализации кому-то из них оказывается не по силам… Фактически такое влияние социальной среды на человека аналогично воздействию на клетку небольших доз вредных для неё факторов, которые сами по себе привести к её гибели (к некрозу) не могут, но могут запустить апоптоз, то есть генетически детерминированную программу самоуничтожения. При наркомании мы наблюдаем нечто очень похожее... – Информацию, формирующую соблазн попробовать наркотики, человек получает с детства наряду с информацией о гибельности наркомании. Однако по достижении возраста эмансипации от родителей одна часть молодых людей удерживается от соблазна, тогда как другая начинает пользоваться ядом и закономерно гибнет. Если с наркоманией дело обстоит именно так, то есть гибель от неё – вид антропоптоза, картина представляется весьма пессимистичной. Этот недуг уже сейчас имеет вид всемирной эпидемии, и по причинам, связанным с системным кризисом нашей цивилизации, распространяется всё шире. Можно, конечно, полагать, что гибель человеческого молодняка, неспособного выжить в среде, насыщенной наркотиками – явление в своём роде физиологическое: дескать, останутся лишь те, кто способен игнорировать наркотический соблазн. Однако нравственное чувство восстаёт против этого, а оно – не последний аргумент в поисках истины. Думается, наркомания, как антропоптоз, – аналог патологической активации апоптоза, то есть ведёт не к совершенствованию социального организма, а к углублению его и без того болезненного состояния. Преодоление наркомании как массового явления предполагает перестройку самого общества... А наркоману можно помочь только с помощью психотерапии, и только лично…

«Автоцид»

Обычно этот немедицинский термин используется для обозначения смерти водителя автомобиля в результате ДТП (дорожно-транспортных происшествий), при котором есть основания сомневаться в случайности его действий, приведших к гибели. Понятно, что автоцид – категория сборная, так как в неё попадают случаи с разной степенью выраженности самоубийственных тенденций. Поскольку дорожно-транспортный фактор является постоянным для большинства людей, резонно предполагать, что при наличии таких тенденций вероятность погибнуть в результате ДТП существенно выше, нежели иным путём. Думается, это одна из магистралей непреднамеренного самоубийства не только водителей транспортных средств, но и пешеходов. Риск погибнуть в ДТП особенно велик, когда человек как бы случайно оказывается регулярно пострадавшим в результате подобного рода происшествий. Понимание того, что дело может заключаться не просто в невезении, а в особенностях душевного склада самого страдальца, пришло к нам из психоанализа. Сейчас уже хорошо известно, что человек может по разным причинам бессознательно стремиться причинить себе тот или иной ущерб. Поэтому высокий травматизм в крайнем проявлении, то есть завершающийся гибелью, – это, безусловно, вид антропоптоза.

Приведу в качестве примера случай 56-летней женщины, которая за 3 года стала участницей двух ДТП. Шесть лет назад умер её муж, который за четверть века их совместной жизни не раз предостерегал её, чтобы она была более внимательной при переходе дороги. К счастью, за все эти годы никаких происшествий не было. Через 9 месяцев после смерти мужа в автодорожной катастрофе погиб её единственный сын и вся его семья (жена, дети). Развившаяся депрессия пошла на убыль лишь через год. Но тут сама она попала под машину, переходя улицу вне зоны пешеходного перехода. Получила перелом ноги и сильные ушибы. Через год – новое ДТП. На этот раз она оказалась сбитой автомобилем, когда вышла из трамвая. В результате – ещё полгода лечения. За психотерапевтической помощью обратилась в связи с плохим общим самочувствием в отсутствие реальных физических заболеваний, которые могли бы давать такое самочувствие. При целенаправленной беседе выявлена скрытая депрессия… После смерти мужа, гибели сына и внуков и выхода на пенсию оборвались практически все значимые социальные связи. Жизнь потеряла смысл. Рассказывая о последнем ДТП, пациентка вполне здраво оценивает собственную роль: «Я даже и не смотрела на дорогу… Так что сама виновата…». – Думается, в этой истории всё ясно: причина высокого травматизма заключена не в настоятельных предостережениях мужа, как оно могло бы показаться, а в депрессии, в потере смысла и цели дальнейшего существования… Слова же мужа и характер гибели сына с его семьёй всего лишь указали возможное направление антропоптоза. К сожалению, подобных историй немало, хотя, разумеется, обычно они не столь очевидны. Из всего изложенного по поводу самоубийственного поведения должно быть ясно, что оно может осуществляться самыми разными способами, а его реальной причиной чаще всего является психосоциальная депривация.

Психосоциальная депривация

Слово депривация имеет латинское происхождение и изначально означало лишение духовного лица его должности. Сейчас оно широко используется как в повседневной речи, так и в качестве научного термина, который вне зависимости от области своего применения означает главным образом состояние лишения, утраты чего-то очень важного, необходимого. В биологии, например, термином пищевая депривация обозначают принудительное голодание, термином двигательная депривация – лишение возможности двигаться. Депривация сна, сенсорная депривация – психологические термины, используемые для обозначения соответствующих лишений. В психологии развития словом депривация обозначают дефицит сенсорных и социальных стимулов, который чреват искажением интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка. Термин социальная депривация обычно употребляют для обозначения либо обездоленности, когда речь идёт о распределении социальных благ и возможностей, либо изоляции в учебно-воспитательных или исправительных учреждениях. Под психосоциальной депривацией мы будем понимать состояние, при котором человек волею тех или иных обстоятельств лишён возможности осуществлять своё предназначение…А о том, каково это предназначение и о том, что организм – целеустремлённая систем, я уже рассказывал.

Если человека лишить чего-то необходимого для его нормальной жизнедеятельности, последняя окажется, конечно, расстроенной. Так что по своей сути любая депривация болезнетворна. Вопрос лишь в мере значимости того, чего человек лишён: лишение воздуха, воды, пищи ведёт к быстрой гибели; лишение сна почти столь же губительно. Всё это довольно очевидно, гораздо менее очевидна потребность человека в постоянном информационном взаимодействии с внешней средой. То, что эта потребность является очень значимой, было впервые установлено в середине XX века учёными из американского университета Мак-Гилла. Позже многочисленные эксперименты по сенсорной депривации подтвердили обнаруженный ими факт: для нормального функционирования мозга, ему необходима постоянная сенсорная стимуляция. Что касается значения для человека социальных контактов, то об этом наиболее красноречиво свидетельствуют истории детей, выросших в отрыве от человеческого общества. Ни в одном из таких случаев не удалось придать человекообразному существу истинно-человеческие качества. Но это значит, что социальная стимуляция, постоянный контакт с другими людьми суть обязательные факторы нормального развития человека, а социальная депривация исключает его. Если принять в расчёт сказанное ранее о фундаментальной системообразующей роли функции продления рода, легко понять сколь велико значение постоянной связи с другими людьми и с обществом и для взрослого человека. Ведь осуществление этого естественного предназначения возможно только при наличии такой связи.

С социальной депривацией сталкиваются люди разного возраста и по разным причинам. Почти всех она касается, например, после выхода на пенсию, когда прерываются производственные связи и возникает ощущение ненужности. Для узников тюрьмы изоляция от общества – испытание не менее лёгкое, нежели испытание голодом, жаждой или болью. Многие молодые люди, оказавшись в современной российской армии, чувствуют себя почти так же, как заключённые… Всё это довольно очевидно, а я должен обратить ваше внимание на то, что психосоциальная депривация не тождественна депривации социальной. Например, отшельник, то есть человек, для которого высшим символом надындивидуальной организации является бог, путём самоизоляции от общества (а это – социальная аутодепривация) фактически усиливает связь с ним, так что никакой психосоциальной депривации у него нет. К сожалению, ситуация с отшельником практически уникальна, и куда больше примеров прямо противоположного свойства, когда очевидные признаки социальной депривации отсутствуют, а психосоциальная депривация налицо – она имеет место во всех тех случаях, когда человек лишён возможности осуществлять своё предназначение. – Мы снова возвращаемся к этому фундаментальному понятию – для человека его предназначение, повторяю, отнюдь не сводится к рождению детей и их воспитанию. Оно предполагает постоянное зиждительное взаимодействие с близкими людьми и с обществом, в ходе которого человек, реализуя свою индивидуальность, действует на благо других и испытывает удовлетворение от своих усилий. Острое лишение этой возможности быть полезным и получать знаки признания своей полезности запускает антропоптоз…

Аутонекротические процессы

Чтобы моё представление об общей природе таких смертельных явлений как инфаркт, инсульт и рак оказалось достаточно понятным, я должен ещё раз привлечь ваше внимание к наиболее общим биологическим понятиям. Очень важно достаточно ясно понимать, что жизнь – это динамическое равновесие двух постоянных процессов: рождения и смерти, генезиса (греч. Γενεσις – порождение) и танатоса (греч. Θάνατος – смерть). В отличие от мира мёртвых вещей, где зиждительное и разрушительное начала действуют относительно независимо друг от друга, в мире живых существ они образуют органическое единство, обеспечивая постоянное обновление их тел и таким образом приспособление к переменчивым обстоятельствам жизни. На субклеточном уровне это обновление осуществляется за счёт обмена веществ и энергии, на уровне тканей – за счёт апоптоза устаревших клеток и рождения новых. Каждое мгновение рушится несметное количество различных молекулярных структур внутри клеток и вне их, гибнут мириады самих клеток. Но в то же время на место разрушенного и погибшего созидается новое, так что для человека рождение и смерть, сосуществующие в его теле, практически ненаблюдаемы.

Отдельного внимания заслуживает то обстоятельство, что равновесие между рождением и смертью является динамическим: в одних состояниях организма они действительно уравновешивают друг друга, и тогда он как бы неизменен; в других – преобладает либо жизнеутверждающее начало, генезис, либо танатос. На протяжении всего периода взросления организма и осуществления им детородной функции доминирует зиждительное начало – имеет место генезотония (греч. Γενεσις – порождение и τόνος – напряжение). Танатос же начинает доминировать по мере увядания способности к деторождению. Здесь должен снова указать на то, что организм – целеустремлённая система, в которой и зиждительное и разрушительное начала подчинены родовой функции на протяжении всей жизни. При этом ведущим процессом является, конечно, генезис, а танатос просто следует за ним. Если же организм утрачивает своё предназначение, его вегетативная регуляция оказывается расстроенной весьма однозначно: зиждительный процесс уступает лидерство смерти и она является в виде того или иного гибельного недуга. Понятно, что риск оказаться во власти танатоса наиболее велик после завершения детородной функции. Вероятность установления в организме гибельной танатократии (греч. Θάνατος – смерть; κράτος – власть) особенно велика при переходе от одной стадии к следующей, когда целеустремлённость организма подвергается самым серьёзным испытаниям. Сейчас мало кто из пожилых людей достаточно ясно сознаёт, в чём именно заключается предназначение человека после завершения детородного возраста. А адекватные социальные инстинкты угнетены болезнетворным влиянием кризисного общества. Итак, вот формула антропоптоза: преждевременная смерть наступает вследствие утраты организмом или лишения его естественной цели существования…

Что такое инфаркт и инсульт? – Согласно представленному пониманию, это варианты кризиса в развитии аутонекротического процесса, выражающего состояние танатократии. Дело в том, что практически любая серьёзная болезнь имеет свой кризис, означающий радикальное изменение состояния, вызванное тем, что организм достиг некоего принципиально иного соотношения сил жизнеутверждения и смерти. В лучшем случае жизнеутверждающее начало берёт верх и больной, миновав кризис, идёт на поправку; в худшем – болезнь усугубляется. Инфаркт, инсульт, конечно, только усугубляют атеросклеротический процесс, который в основе своей может быть частным выражением танатократии.

Что такое рак? – Подобно атеросклерозу опухолевый процесс – это тоже частное выражение танатократии, заключающееся в нарушении тканевого гомеостаза. По кажимости всё выглядит иначе: опухоль – плод размножения соответствующих клеток, то есть какого-то усиления зиждительного начала… Да, это, разумеется, генезис, но генезис – утративший цель, и потому ставший орудием смерти. Впрочем, современные исследования показывают, что даже уже имеющийся опухолевый процесс может на протяжении многих лет сдерживаться механизмами противоопухолевой защиты организма, а его озлокачествление наступает вследствие своеобразного кризиса. Этот кризис означает относительное усиление танатократии, которое может быть следствием как собственно усиления танатоса, так и ослабления жизнеутверждающего начала.

Резюме о психофизиологических механизмах антропоптоза

В заключение этой части лекции ещё раз возвращаюсь к вопросу о том, как осуществляется и как расстраивается целеподчинение организма. Осуществляется оно, понятное дело, посредством вегетативной нервной системы, которая, как уже указывалось, регулирует функции не только внутренних органов, но и мозговых структур, ответственных за высшую нервную деятельность. Вследствие такой организации любые поведенческие акты человека, равно как и его психические функции, естественным образом встроены в организм, зависимы от него и оказывают на него встречное влияние. Вот это-то встречное влияние на вегетативную нервную систему со стороны нервных центров, обеспечивающих осуществление родовой функции, и подчиняет ей организм. Поскольку для человека продление рода не сводится к деторождению, а предполагает активное служение обществу (человечеству) всей полнотой своих качеств, удовлетворение соответствующих потребностей не менее значимо, нежели так называемых витальных (в питье, в пище и т.п.). При этом социальная невостребованность фактически столь же болезнетворна, как и социальные запреты: и в том и в другом случае организм утрачивает возможность быть целеустремлённой системой, реализоваться в качестве таковой. А чем это чревато, мы уже знаем. Так что и психосоциальная депривация, и агрессивное давление со стороны какого-либо человека или социальной среды, и психологические факторы, вызывающие депрессию, – всё это риски возникновения танатократии и, следовательно, развития того или иного аутонекротического процесса…

Как видим, все обсуждавшиеся механизмы антропоптоза запускаются одними и теми же обстоятельствами, которые, в общем-то, аналогичны обстоятельствам, запускающим на клеточном уровне апоптоз… Однако в отличие от программированной гибели клеток антропоптоз – явление болезненное по своей сути: человек и может и должен быть долгожителем. То, что сейчас дело обстоит иначе, определено, во-первых, негуманным устройством современного общества; во-вторых, тем, что само оно находится в глубоком системном кризисе; в-третьих, доминированием мировоззрений, предопределяющих развитие психосоциальной аутодепривации.

Следующая страница