С.П. Семёнов

Культура и Антикультура

(Основное содержание лекции, прочитанной 26.09.2007)

Введение

Моя сегодняшняя лекция посвящена антикультуре – феномену, который, к сожалению, отнюдь не очевиден, а по моим давним наблюдениям с каждым годом становится всё более массивным и опасным. Сам я пользуюсь термином антикультура уже много лет, понимая под нею тот пласт культуры, который оказывает на людей болезнетворное действие. Однако другие авторы употребляют термин антикультура и с другими смыслами, например, как синоним терминов контркультура или массовая культура. Это чаще всего наблюдается там, где используют аксиологический (от др. греч. Αξια – ценность), то есть, ценностный подход. А мой подход к понятиям культура и антикультура является скорее праксиологическим (от др. греч πραξις – деятельность), предполагающим дефиницию данных категорий, главным образом, относительно человеческой деятельности. При этом антикультура представляется противоположной культуре не по причине того, что она является низкой, плохой, массовой или, наоборот, маргинальной, а только в силу своего негативного влияния на человека.

Чтобы изложить своё видение проблемы достаточно убедительно, я должен начать издалека, а именно – с определения ряда биологических и медицинских понятий.

Жизнь

Прежде всего, надо условиться относительно того, что называть словом жизнь. Во всех своих книгах и в публичных лекциях я постоянно обращаю внимание читателей/слушателей на то, что живое существо – не просто метаболическая система, способная сохранять собственную организацию в переменчивых обстоятельствах внешней среды, но система целеустремлённая. При этом генетически предопределённой целью является производство потомков, передача жизненной эстафеты во времени. Такое положение вполне естественно, если иметь в виду, что и сложение и совершенствование живых организмов осуществлялось эволюционно, то есть, именно путём эстафеты. Так что способность к ней является не менее фундаментальной, нежели способность к поддержанию жизни. Это очень важно понимать, ибо функция продления рода сейчас становится одной из главных мишеней антикультуры. Можно даже говорить о существовании особого направления антикультуры, ориентированного на разрушение родовой функции – порнокультуры (от др. греч. πόρνη – блудница).

Если нормальная культура способствует продлению человеческого рода, делает человека активным членом общества и участником стремительного движения человечества в будущее, то порнокультура замыкает индивида на простое удовлетворение потребностей и утеху сладострастия. Согласно моему пониманию такое замыкание порочно не столько в силу каких-то нравственных принципов, сколько в силу его крайней болезнетворности для самого индивида. Об этом достаточно подробно написано в моей брошюре АНТРОПОПТОЗ, которую можно получить бесплатно после лекции.

Нормальное развитие

А сейчас привлекаю ваше внимание к другому важному общебиологическому понятию – о том, что нормальное развитие организма предполагает наличие в среде всех необходимых для этого факторов. Мало иметь генетические задатки тех или иных качеств, способностей, свойств: для воплощения каждого из них необходимо взаимодействие организма с соответствующим фактором среды. Так, например, по своим генетическим задаткам человек может быть мускулистым как Геракл, но для того чтобы действительно стать таковым, он должен непременно предъявлять себе соответствующие физические нагрузки…

Или вот другой пример: одарённый ребёнок никогда не обнаружит своей одарённости, сколь бы высокой она ни была, если судьба не подарит ему подходящих социальных условий…

В общем, повторяю, для проявления любых задатков необходимы соответствующие условия. Антикультура лишает многих из наших современников возможности стать настоящим человеком, развить свою личность, обнаружить свои таланты. О том, почему дело обстоит так, я расскажу далее. А сейчас предлагаю осмыслить ещё два сопряжённых друг с другом понятия здоровье и болезнь.

Здоровье и болезнь

Обычно болезнь противопоставляют норме. Норма – это состояние организма, при котором все его физиологические параметры по своей величине не отклоняются сильно от среднего для лиц того же пола и возраста. И в общем случае это правильно, ведь, все мы устроены приблизительно одинаково. Однако понятие нормы оно условно. Поэтому быть нормальным вовсе не означает быть здоровым. Сейчас, когда в структуре массовой культуры начинает преобладать антикультура, быть как все, значит быть потребителем пива, табака, возможно наркотиков, компьютерных забав… Но всё это, если и не болезнь, то прямой путь к болезни...

Что такое здоровье? – Это устойчивое состояние, а точнее – устойчивый процесс полноценной самореализации, при котором все органы и системы организма работают достаточно исправно, а человек испытывает удовлетворение от своей жизни. Что такое болезнь? – Это состояние такого расстройства здоровья, при котором полноценная самореализация практически невозможна, а человек испытывает какое-либо страдание.

Итак, чтобы быть здоровым, надо следовать не только понятию нормы, но и обязательно понятию полноценной реализации своих генетических задатков. Разумеется, всё это так лишь в том случае, если нет генетических дефектов. При наличии генетической болезни понятие здоровья выглядит гораздо сложнее.

Патагенные факторы

Теперь несколько слов о том, что вызывает болезнь...

Болезнетворными могут быть факторы различной природы. Здоровье любого живого существа может быть расстроено воздействием той или иной вредности на разных уровнях биологической организации. На макроуровне это различные повреждения: физическая травма, ожёг, обморожение, переохлаждение и т.п. На клеточном уровне это столкновение с агрессивными микроорганизмами или агрессивными веществами. На субклеточном – расстройство метаболизма под влиянием ядов, радиации или веществ, изменяющих клеточную регуляцию. Всё это материальные факторы…

В отличие от большинства других тварей, человек может пострадать от действия не только материальных факторов, но также от действия тех или иных психологических факторов. Человек так устроен, что его психика имеет очень сильное влияние на состояние всего организма. В связи с этим особую категорию составляют болезни, в происхождении которых главную роль играют психологические факторы. Такие болезни называют психогенными.

Далее я вернусь к этому вопросу, но прежде должен хотя бы в нескольких словах определить специфику природы человека..

О природе человека

В отличие от всех других живых существ нашей планеты человек опирается в своей жизнедеятельности не столько на инстинкты, то есть, врождённые формы поведения и даже не на стереотипы, то есть, жесткие формы поведения, выработанные в индивидуальном опыте, сколько на опыт, воспринятый от других людей, опыт, передаваемый из поколения в поколение. Такой опыт резонно называть словом культура.

Ядром культуры является опыт, передаваемые посредством языка. Такой опыт суть знания…

Субсистема психики, благодаря которой человек способен познавать и транслировать опыт это сознание, разум… В общем, коренное отличие человека от всех других тварей заключается в том, что человек – существо сознательное, культурное. При этом роль психики в общей организации человека столь велика, что различные психологические факторы могут являться болезнетворными. Как следствие существует категория психогенных заболеваний.

Понятие о психогенных заболеваниях

Формально к числу психогенных заболеваний относят так называемые невротические реакции на психотравмирующие факторы, неврозы, психосоматические заболевания, реактивные состояния, различные варианты психогенного развития личности, декомпенсации у лиц с анамальным душевным складом, болезни наркологического профиля. Если подходить к этой сборной категории этиологически, то есть, определяя конкретную причину, легко обнаружить существование как минимум трёх групп психогенных расстройств: развивающиеся вследствие конкретных психотравм; развивающиеся по интрапсихическим причинам; развивающиеся под влиянием болезнетворной информации, то есть, антикультуры. Болезни, относящиеся к последней категории резонно именовать культурогенными. Повторяю, по моим давним наблюдениям именно такие болезни получают всё большее распространение, так что сейчас уже впору говорить об их пандемии, то есть всемирной эпидемии. Это болезни наркологического профиля; различные приобретённые душевные уродства и психологические проблемы; разнообразные психосоматические заболевания, начиная от функциональных расстройств отдельных физиологических систем и кончая опухолями. К сожалению, медицинская помощь при всех этих недугах малоэффективна, так что большее, что можно сделать – предупреждать появление болезни путём распространения оздоровительных представлений.

Поскольку, по моему мнению, эти болезни причинно связаны с антикультурой, далее речь именно о ней и о том, почему она стала причиной пандемии.

Что такое культура

Прежде всего, надо чётко определиться в вопросе о том, что понимать под культурой.

Моё праксиологическое определение сводится к следующей формуле: культура – это опыт, передаваемый из поколения в поколение… Основу культуры образует, разумеется, тот полезный опыт, который позволяет каждому человеку выживать и передавать жизненную эстафету. Однако транслируется не только полезный опыт, но, отчасти и вредный. Вот этот-то вредный опыт и следует называть антикультурой. При этом антикультура представляется субсистемой культуры.

Имея в виду данное определение антикультуры, резонно задаться вопросом о том, какова её природа.

Природа антикультуры и культурогенные заболевания

Согласно моему пониманию, истоки антикультуры находятся отчасти в несовершенстве самой человеческой природы, отчасти, в коммерческом искажении культуры по ходу её трансляции. Поясню, о чём идёт речь. Что касается несовершенства человеческой природы в качестве одного из истоков антикультуры, то я имею в виду, главным образом, присущие нам ошибки чувств и разума.

Примером чувственных ошибок могут служить приятные переживания под действием ядов. Алкоголь, наркотики – всё это яды, но, потребляя их, человек испытывает приятные чувства, так что соответствующий опыт, естественно, передаётся из поколения в поколение, становясь элементом культуры. Можно, конечно, предполагать, что включение ядов в традиционные культуры связано с их некой неочевидной пользой, но, даже если это и так, существо дела не меняется...

,p>Примером ошибок разума можно считать религиозные культы. Их происхождение связано, скорее всего, с тем, что человеку свойственно персонифицировать неживые объекты, равно как и приписывать другим живым существам человеческие качества. При высоком накале чувств это поэтическое восприятие действительности оборачивается обожествлением того или иного явления природы. Божество, якобы явившееся в облике солнца, дерева или духовного учителя кому-то из авторитетных членов родоначального сообщества, позже, в ходе трансляции опыта, становится такой же истиной, как и все остальные элементы культуры. Со временем культ становится средством морально-нравственной регуляции в обществе и окончательно укореняется в качестве духовной составляющей его культуры. На мой взгляд, все существующие религии именно таковы, а претензия любой из них на обладание конечной духовной истиной практически нелепа. Ясным свидетельством этого являются существующие межконфессиональные противоречия. Они обусловлены отнюдь не тем, что один бог лучше другого, а тем, что религия давно стала одним из товаров, и борьба конфессий друг с другом есть не что иное, как конкуренция. Впрочем, пока это лирическое отступление – далее по ходу лекции я должен вернуться к проблеме коммерческой деформации духовной культуры, чтобы представить её более основательно…

А сейчас обращаю ваше внимание на то, что гораздо более важным и мощным истоком антикультуры являются не изъяны человеческой природы, а товарная денатурация культуры как таковой.

Антикультура как плод коммерческой деформации культуры

Чтобы понять, почему имеет место пандемия культурогенных заболеваний, надо рассмотреть, каково состояние современной культуры. К сожалению, господствующим пластом в ней становится антикультура. И этот процесс представляется вполне естественным. Закономерность состоит в следующем: по мере насыщения рынка товарами и услугами, предназначенными для удовлетворения нормальных человеческих потребностей, всё более выгодным становится производство всякой заведомо вредной запредельщины… А для этого необходимо, во-первых, формировать соответствующие потребности; во-вторых, избавиться от нравственных ограничений на производство вредного…

Формирование ненормальных потребностей означает потребительскую деформацию личности… При этом всё выгоднее воспитывать не просто маргиналов, но больных людей…

Что касается избавления от нравственной цензуры, то оно предполагает распространения идеологии несвязанности, социального атомизма… С учётом ранее сделанных указаний на то, что родовая функция является цементирующей организм, противная ей идеология несвязанности, а это общеизвестный индивидуализм (под лозунгами свободы, под вывеской либерализма), представляется крайне болезнетворной…

Культура и антикультура/структурный анализ

Дабы составить общее представлении о современном положении в этой области, давайте посмотрим на соотношение валидного (здорового) и инвалидизирующего, болезнетворного в ближайших к индивиду областях культуры1. До этого сначала несколько слов о структуре культуры как таковой.

Непосредственно транслируемый опыт, знания (наука и предрассудки)

Прежде всего, надо различать два больших пласта культуры: один из них – это знание (опыт, передаваемый посредством языка и специальных знаковых систем, например, математики); другой пласт – опыт, передаваемый, путём непосредственного общения. В структуре этого второго пласта едва ли не самым важным компонентом является опыт личной самореализации: воспринимая его, ученик наследует личность учителя…

Сейчас роль учителя фактически замещена теми или иными героями масс-медиа, а каковы они – всем известно. Тиражирование таких типов личностей болезнетворно не только для воспринимающих их людей, но и для всего общества. Представьте себе на мгновение, что вас окружают только непрерывно глумящиеся, вычурные, кривляющиеся, чрезмерно озабоченные сексуально (постоянно возбуждённые), готовые на всё ради денег персонажи. Думаю, для большинства нашей аудитории подобная перспектива неприемлема и болезнетворна. Но дело идёт именно к тому!..

Что касается пласта знания, то в нём надо различать, в свой черёд, два компонента: знание научное и ненаучное. К сожалению, сейчас наряду с быстрым развитием науки, ещё быстрее растёт пласт ненаучного знания, причём не в части полезной, а в части вредной – всякого рода верования, суеверия, предрассудки… И это понятно, ведь сделать достоянием широких народных масс те или иные научные представления – дело весьма сложное; а вот тиражирование предрассудков осуществимо легко и с немалой выгодой…

Теперь давайте посмотрим на структуру культуры, соответствующую основным направлениям человеческого опыта.

Основные направления культуры

Общая структура человеческого опыта двухчастна: одну часть образует опыт взаимодействия с внешней средой; другую – опыт самореализации. Любая культура имеет два этих направления.

Что касается культуры взаимодействия с внешней средой, то она предопределяет адекватность поведения человека и эффективность его деятельности. Понятно, что любой дефект этого компонента культуры чреват болезненными последствиями.

Что касается культуры самореализации, то последствия её дефектов заметны гораздо меньше, ибо они обнаруживаются в виде тех или иных особенностей либо изъянов психофизиологической организации человека, и отличить их от врождённых аномалий весьма сложно. Однако специальные исследования показывают, что при хорошем воспитании и образовании роль низкого социального или расового происхождения практически нивелируется, и, наоборот, при дефектном воспитании высокое происхождение никоим образом не гарантирует становление развитой личности.

Культура взаимодействия с внешней средой

Каковы основные слагаемые культуры взаимодействия с внешней средой? – Они, очевидно, соответствуют важнейшим реалиям, с которыми приходится взаимодействовать каждому человеку. А это – физическая среда, социальная среда, другие люди и сам человек. Рассмотрим хотя бы бегло каждый из соответствующих компонентов культуры отдельно, так чтобы составить общее представление о состоянии нашей современной культуры.

Культура взаимодействия с физической средой

Что касается культуры взаимодействия с физической средой, то она почти повсеместно всё больше сводится к общим научным сведениям, за которыми становится невидимой живая практическая реальность. По мере упадка национальных и местных культур, деградации ремёсел, предполагающих непосредственный контакт с природой, человечество всё больше отрывается от неё.

При этом, во-первых, имеет место неконтролируемое ухудшение экологической ситуации; во-вторых, натура самого человека оказывается практически беспочвенной.

По моим наблюдениям оба эти явления очень опасны.

Что касается дефектов экологической культуры, то среди них одним из наиболее серьёзных представляется утрата представления о помойке и отхожем месте.

В связи с удалённостью того и другого от жилья современный человек совершенно не сознаёт, что его жизнедеятельность неизбежно сопровождается загрязнением окружающей среды.

При этом коллективное неведение ведёт к загрязнению в основном веществами, концентрации которых вообще не отслеживаются. Таковы, например, многочисленные нетоксичные вещества, которые, однако могут влиять на механизмы внутриклеточной регуляции… А это, безусловно, чревато болезненными последствиями и в частности распространением болезней, вызываемых нарушением апоптоза (генетически запрограммированной самоликвидации клеток).

Болезни крови, опухоли, дегенеративные процессы в нервной системе и многие другие проблемы могут быть не очень отдалёнными следствиями небрежного отношения к природе, выражающего некий культурный дефект. А почему, собственно говоря, отношение к природе должно быть бережным.

Да потому, что эволюционно человек всем своим строением, всеми фибрами своей души вписан в окружающую среду и потому чрезвычайно зависим от её состояния.

Многие параметры оного нам попросту неизвестны: глупо полагать, что мы знаем об окружающей среде уже всё… Так что, разрушая, истощая или загрязняя природу, мы сильно раскуем собственным здоровьем…

Пара слов о «беспочвенности» натуры. – Здесь всё понятно, если иметь в виду, что полноценная реализация любых генетических задатков возможна лишь в результате взаимодействия организма с соответствующими факторами среды. Это биологический закон!

Если какого-то фактора нет, ориентированная на него способность окажется недоразвитой. В обстоятельствах отстранённости от природы недоразвитыми оказываются многие свойства человеческой натуры, а сама она беспочвенной и ослабленной.

Надо ли говорить о последствиях!

Культура взаимодействия с обществом

Что касается культуры взаимодействия с социальной средой, с обществом, то здесь всё по кажимости благополучно. Однако на деле нынешнее положение в области взаимодействия человека и общества хуже некуда.

Дело в том, что культура определяет это взаимодействие не только со стороны индивида, но и со стороны общества, а равно и характер взаимодействия.

Современное общество, имея коммерческую основу, предполагает в качестве принципа взаимодействия между людьми конкуренцию, которая по мере обострения всё больше превращается в бесчеловечную борьбу не на жизнь, а на смерть… Идеологическим прикрытием такого положения, когда «человек человеку волк», является индивидуализм. Соответствующее общественное устройство навязывает каждому из нас роль социального атома, лишая внутренней (духовной) связи с другими людьми.

Но человек по природе своей в высшей мере социален (вспомните мои слова о целеустремлённости и родовой функции), так что одиночество крайне болезнетворно.

В такой ситуации каждый должен вполне сознательно созидать содружество близких себе по духу. Это одно из непременных условий здоровья!

Культура взаимодействия с другими людьми

Рассматривая культуру взаимодействия с другими людьми, приходится констатировать, что в обстоятельствах жестокой конкуренции, когда один человек для другого является всего лишь средством достижения тех или иных корыстных целей, образ этого другого психологически всё больше сводится к образу Врага.

Такое положение само по себе чревато различными аутоагрессивными заболеваниями, ведь образ другого человека суть не что иное, как субъективная реалия и, следовательно, часть вас самого.

Об этом я говорю во всех своих лекциях, и каждый раз указываю на то, что сейчас христианский призыв «возлюбить ближнего как самого себя» оказывается едва ли не единственной мерой защиты от болезнетворного образа Врага. Однако осуществить данный завет отнюдь не просто, ибо средства массовой информации тиражируют примеры совсем другого подхода к проблеме, предполагающего драку.

Так что, имея дело с людьми, которые следуют этим примерам, обнаруживать человеколюбие, конечно, сложно.

Культура взаимодействия с самим собой

Что касается культуры взаимодействия с самим собой, то она сильно искажена как в части физического, так и в части психологического взаимодействия.

Это наиболее очевидно и понятно на примере половой функции.

Дело в том, что, в отличие от всех других живых существ, человек нуждается не только в удовлетворении потребностей, но и в удовольствии, в наслаждении.

Удовольствие же доставляют лишь несколько видов деятельности, а именно: деятельность, связанная с осуществлением родовой функции (с продлением рода), социально зиждительная деятельность, творчество, духовная практика. Для большинства людей коммерческая деформация культуры практически исключает всё кроме секса и воспитания детей.

По какой причине?

Что касается управления обществом, то оно узурпировано теми, кто обогащается на этом поприще, служа господствующему классу, так что участие в общественной жизни простых граждан допускается лишь в малозначимых процессах, которые не сулят никакого удовольствия.

Социальная апатия и аполитизм – норма для большинства наших современников.

Что касается творчества, то оно не возбраняется, но ведь ничего не делается и для широкого обнаружения творческих задатков. И это понятно – потребительскому обществу нужны не личности, а потребители, то есть, простые средства циркуляции денег. Именно таких потребителей и производит современная массовая культура.

Для них творчество не является способом получения удовольствия.

Что касается духовной практики, то есть постижения духовной организации универсума, то она для большинства людей тоже никакого удовольствия принести не может.

Индивидуализм, отрицая внутреннюю связь между людьми, вместе с этим подспудно отрицает и возможность обнаружить наслаждение от высшего духовного единения …

Всё, что остаётся простому человеку, – возможность размножаться, да ещё потреблять алкоголь и наркотики. При этом среди относительно нормальных путей наслаждения самым широким и общедоступным фактически является секс – половые сношения.

К тому же, чем больше люди погружены в сексуальное, тем меньше риск их социальной активности, потенциально опасной для существующего общественного строя.

Так что во избежание социальных революций желательна перманентная сексуальная революция… По всем означенным причинам основной субсистемой современной антикультуры является порнокультура, призванная нагнетать и нагнетать культ секса.

Поскольку в то же время индивидуализм исключает естественную духовную близость между людьми, формула полового сношения всё больше превращается в форму парной мастурбации.

При этом сам онанизм становится едва ли не основным способом удовлетворения накалённой похоти. В силу того, что полноценное удовлетворение половой потребности предполагает гораздо более широкий чувственный опыт, нежели простые оргастические переживания, возведение онанизма в культ, безусловно, болезнетворно.

Во-первых, вследствие фрустрации коммуникативных компонентов половой потребности; во-вторых, вследствие психологического расщепления личности по линии женских и мужских качеств.

Фактически мастурбация, с одной стороны, расщепляет человека на мужское и женское начала; с другой, замыкает их друг на друга, исключая при этом контакт с другим человеком.

В общем, онанизм – это физиологическое выражение индивидуализма и его основной оплот.

Культура самореализации

Мастурбация, как, впрочем, и другие виды взаимодействия с сами собой, относятся отчасти к области культуры взаимодействия с внешней реальностью, отчасти к культуре самореализации.

Если речь идёт о научных сведениях, это область культуры взаимодействия с внешней реальностью. Если же речь идёт о ненаучном личном или коллективном опыте соответствующей деятельности, о том, как лучше всего её осуществлять, это область культуры самореализации.

В структуре самой культуры самореализации резонно выделять три главных компонента: культура физической самореализации (физическая культура), культура психической деятельности (шире – психическая культура), культура духовной практики (культура постижения духовной реальности и духовной самореализации).

Рассмотрим, хотя бы бегло, каждый из этих видов культуры в отдельности.

Культура физической самореализации (физическая культура)

Что касается культуры физической самореализации, то её структура весьма многосложна, ибо фактически она соответствует структуре деятельности человека во внешнем плане.

Поскольку нас интересуют главным образом её слагаемые, искажение которых чревато расстройством здоровья, я просто перечислю их и приведу один пример искажения.

А основными слагаемыми культуры физической самореализации резонно считать пласты опыта, соответствующие важнейшим физиологическим потребностям: культура питания, культура самоочищения, культура мускульной деятельности, культура саморегуляции (использование одежды и обуви, аутотренинг и т.п.), культура сна и бодрствования, культура удовлетворения половой потребности. Напомним, что сейчас речь идёт о ненаучной стороне дела, тогда как, естественно, всему этому есть и научные соответствия. Так, например, наряду с кулинарией как искусством существует диетология; наряду с кама-сутрой существует сексология… Следует заметить, что на сей день коммерчески сильно деформирован не только ненаучный, но и научный опыт.

Однако представить детальную картину такой деформации в рамках общей лекции практически невозможно, поэтому я ограничусь одним частным примером

Учитывая преобладание в аудитории женщин, рассмотрим естественную необходимость ухода за волосами. Сама по себе эта необходимость определена, с одной стороны, понятной заботой о внешнем виде; с другой – мало осознаваемым стремлением оптимизировать самоощущение.

Дело в том, что волосистая часть головы – это огромное рецепторное поле; можно даже сказать – особый орган чувств. Его естественное предназначение заключается в восприятии таких параметров окружающей среды, как влажность атмосферного воздуха, направление и сила воздушных потоков, дистантное чувство…

Современная культура совершенно игнорирует это естественное предназначение, всячески обыгрывая представление о красоте волос… Вследствие такого положения прилавки магазинов ломятся от разнообразных средств ухода за волосами. При этом химический состав большинства из них серьёзно перегружен веществами, которые не только не нужны для поддержания волосистой части головы в хорошем состоянии, но сильно осложняют работу этого важного органа чувств.

Приобретая тот или иной шампунь, имейте в виду, что вашему организму не нужны ни ароматизаторы, ни красители… Имейте также в виду, что волос – мёртвое образование, поэтому всякого рода «витамины» и другие «питательные вещества» ему не нужны.

В общем, стоит ориентироваться на прозрачные и бесцветные шампуни без резкого запаха с минимальной формулой. Критерием приемлемости моющего средства является нормальный внешний вид вымытых волос и достаточно тонкое «волосковое чувство», которое в структуре общего самочувствия человека занимает, повторяю, очень важное место.

Психическая культура

Теперь несколько слов о психической культуре

Термин психическая культура я активно использую на протяжении уже трёх десятков лет – для обозначения того пласта культуры, в котором аккумулирован опыт самореализации человека как субъекта. Психическая культура не есть научная психология, но многое в психологии может быть отнесено к психической культуре. Это все те представления, понятия, концепции и методики самосовершенствования, которые выражают в основном интрапсихический опыт их авторов.

Коммерческая деформация психической культуры наиболее очевидным образом обнаруживается в виде различных технологий нацеленных на развитие товарных и обеспечивающих конкурентоспособность качеств человека.

Если в стародавние времена основу психической культуры составляли учения о том, как pазвить личность и постичь истину своего жизненного пути, то теперь доминируют именно технологии повышения личной конкурентоспособности. Понятно, что при этом личность оказывается «за бортом».

Да, в сущности, она никому и не нужна – нынешняя социальная реальность требует от каждого лишь наличия товарных качеств и достаточной конкурентоспособности.

В обществе, где главной формулой отношений является «homo homini lupus est» (человек человеку волк) быть личностью даже опасно: развитие истинных человеческих качеств делает человека гуманным и, следовательно, слабым по отношению к рыкающим волкам. Теперь даже духовно-психологические учения всё чаще во главу угла кладут не понятие совершенства пред богом, а финансовое благополучие. Согласно некоторым из них именно личный коммерческий успех является наиболее ясным свидетельством того, что деятельность этого человека богоугодна…

Культура духовной практики

Заключая структурный анализ, остановлюсь на культуре духовной.

Сейчас чего только ни понимают под ней, но чаще всего всё сводится к шедеврам различных видов искусства и литературы. А согласно моему пониманию слово духовный сопрягается только с тем, что имеет какое-то отношение к духу. Но, что есть дух?

Во всех своих книгах я придерживаюсь примерно следующего определения: дух – это субъективная сторона объективной реальности на субстанциальном уровне её организации.

Принимая данное определение, под духовной культурой надо понимать транслируемый опыт постижения духовной организации универсума.

При этом двумя её важнейшими компонентами представляются, с одной стороны, культура духовного самосовершенствования (обнаружения и постижения собственной духовной природы); с другой – культура взаимодействия с другими духовными субъектами. Последствия товарной деформации духовной культуры весьма многообразны, но главное, на мой взгляд, заключается в том, что практически все духовные организации превратились в коммерческие учреждения. Люди, призванные выступать в роли духовных учителей, вынуждены конкурировать друг с другом. При этом, стремясь к повышению товарных качеств своего учения, они, во-первых, искажают его исконный вид; во-вторых, злобно охаивают всех конкурентов.

И в том и в другом случае истина, разумеется, ускользает от них, ведь в основе всякой духовной традиции лежит не что иное, как опыт постижения единого.

Впрочем, истинные духовные учения сейчас мало кому нужны: человек, ощущающий внутреннее (духовное) единство с другими людьми и с богом, обременён нравственной цензурой и потому как конкурент слаб… В заключение лекции я расскажу о нашей практической альтернативе, но прежде предлагаю краткий обзор главных, как мне видится, феноменов современной антикультуры.

Главные феномены современной антикультуры

Под ними я разумею то, что бьёт по человеку больнее всего, всего более ядовито. А это: изощрённая реклама, оболванивающие TV- и радиопередачи, звериный оскал в кино, порноэстрада, интернет-разврат, патогенная литература

Реклама

Что касается рекламы, то главная опасность её заключается в обращении к бессознательному.

Давно прошли те времена, когда производители товаров просто извещали потребителя о наличии его в продаже. Сейчас реклама нацелена на активное формирование потребностей.

Поскольку сделать это, обращаясь к разуму человека, чаще всего практически невозможно, постольку основным направлением формирования потребительского спроса является прямое или косвенное внушение.

При этом чаще всего эксплуатируется сексуально-эротический компонент психической организации, который вследствие этого сильно деформирован.

Сексуальными символами теперь являются и автомашины, и жевательная резина, и различные лакомства, и даже детское питание. Имея в виду ранее изложенные представления о цементирующей роли родовой функции, легко понять, сколь опасно такое извращение…

Оболванивающие TV- и радиопередачи

Что касается TV и радио, то болезненная деформация передач предопределена стремлением заполучить как можно более широкую слушательскую/зрительскую аудиторию.

Эта задача решается легче всего, если откликаться на низменные и примитивные интересы человека. Именно поэтому развивающих передач практически нет, а господствуют всесторонне оболванивающие.

Кино

Коммерческая деформация киноискусства осуществляется главным образом в направлении заострения образа Врага: война, убийства, чертовщина…

Дело в том, что в обстоятельствах жестокой конкуренции образ врага (конкурента) чрезвычайно накалён и требует своего конкретного воплощения.

Люди ищут Врага, и киноиндустрия поставляет всё новые и новые образы, сюжеты. Проблема, однако, заключается в том, что постоянное обращение к образу Врага фиксирует ситуацию и нервное напряжение, предполагаемое контактом с Врагом, становится повседневным. В общем, нынешнее кино – один из мощных болезнетворных факторов.

Проще всего и правильнее всего избавиться от этого дополнительного риска, отказавшись от просмотра каких бы то ни было страшилок.

Эстрада

Главным направлением коммерческой деформации эстрады является болезненное заострение сексуально-эротической символики и кривляние, выходящее за рамки поведения здорового человека. К сожалению, люди склонны бессознательно подражать своим кумирам, а каковы эстрадные кумиры, всем известно…

Интернет-разврат

Появление компьютеров обернулось появлением и новых видов болезненных расстройств. На сей день основными из них являются зависимости: игровая, интернет и т.п. Игры – товар, специально предназначенный для захвата воображения, так что в пределах коммерческой цивилизации проблема игровой зависимости неискоренима.

Противопоставить виртуальной реальности можно только захватывающе-интересную объективную реальность… Ядовитая литература Наша цивилизация основана на слове, а наука появилась тогда, когда появилась письменность.

Литература во всём многообразии её направлений, жанров, стилей – одна из главных ценностей человечества. Однако товарная денатурация не обошла и её.

Сейчас уже значительная часть литературных произведений может быть безусловно отнесена к категории антикультуры. Чтение таких книг опасно для здоровья.

Ещё десять лет назад я вынужден был написать книгу, направленную против таких книг. Она называется «Книгочей. Когнитивная защита для читателей». Почти всё, описанное в ней, за истекший срок стало сугубо острым.

Если актуальность моего послания читателям в чём-то и стала меньше, то, к сожалению, лишь в связи с тем, что меньше стало самих книгочеев: молодёжь предпочитает кино (видео) и интернет.

А о том, какие опасности таятся в этих областях нашей жизни уже сказано. Повторяться не буду.

Наша практическая альтернатива

Наша практическая альтернатива антикультуре двухчастна. Одна из этих частей –специальная технология (аутентикация), относящаяся к области психической культуры. Она позволяет ищущему человеку обрести истину своего жизненного пути... Другая часть – живая гуманистическая субкультура. Излагать соответствующие альтернативные представления в ходе данной лекции не представляется возможным, поэтому я лишь указываю на их существование.

Аутентикация

Что касается аутентикации, то ей посвящены многие мои сочинения, к которым я вас и отсылаю. Самым детальным среди них является «Гор. Система психофизического самосовершенствования в ключе аутентикации». Аутентикация предполагает ясное осознание истоков собственных проблем, посильную оздоровительную коррекцию стиля жизни и психологическую реконструкцию.

Такое самосовершенствование занимает, конечно, не один год, но альтернативы ему, на мой взгляд, сейчас нет.

Формирование гуманистической субкультуры.

Что касается формирования современной гуманистической субкультуры, то, опять же, на мой взгляд, возможность такового связана с открывшейся перспективой клонирования человека и духовно-психологического бессмертия. Сам я убеждён, что человечество уже вступило в эру практического личного бессмертия. Это очень сложный вопрос и я намерен обсудить его достаточно детально в ходе одной из последующих лекций. А пока отсылаю всех заинтересованных на сайт Банка Личного Бессмертия – организации, которая реализует эту перспективу практически.