Дмитрий Иванов

Заметки психолога

Журнал "Психическая культура", 1'8'91, стр. 46-48

Настоящие заметки - плод работы в группе мотивационного анализа. В них включен также отрывок из редкого сочинения Ван Пеня в связи с разговором о "неврозе просветления". Предполагается, что читатель знаком с предыдущими выпусками журнала, а также с публичными проповедями Духовного Союза "Тезаурус".

В чем специфика мотивационного анализа?

Прежде всего в том, что он является необходимым этапом в ходе духовного восхождения каждого. Этим он отличается от всех иных занятий подобного рода, объединяемых термином "психотерапия". Психотерапия имеет своей целью восстановление личной целостности человека, а мотивационный анализ - содействие в продвижении к Гармонии. Понятия же личной целостности и Гармонии хоть и пересекаются, но никак не совпадают. Личная целостность - переживание общего относительного благополучия, связанного с удовлетворением биологических и социальных потребностей. Понятие это обычно определяется отрицательно, т. е. речь о нем заходит тогда, когда эта самая личная целостность по каким-то причинам нарушена и требуется ее восстановить, - на что и направлена любая психотерапия. Иными словами, личная целостность нечто вроде диагноза "практически здоров"'. Между тем чувство Гармонии - высокое, одухотворенное чувство, выражающее потребность человека в целеустремленном, целеподчиненном бытии. Как переживание личной целостности, так и переживание Гармонии основываются на целостном восприятии себя и реальности; однако в случае Гармонии речь идет о развитой на порядок выше способности воспринимать себя целостно. Ядром для чувства личной целостности служит восприятие "образа Я", всегда привязанного к личной истории и конкретно-социальной обстановке и тем самым ограниченного. Преодоление ограниченности в плане коммуникативных состояний - необходимый шаг для целостного восприятия себя и конкретно-социального окружения.

Мотивационный анализ, однако, вовсе не исключает психотерапии, ибо личная целостность - наш союзник. Пытаться вдруг подавить в себе привычный "образ Я" было бы не только глупо, но и вредно...

Коммуникативные тоты души дополнительны, как дополнительно само общение. Дополнительную napу тотов (например, "ребенок-мама") удобно называть коммуникативной плоскостью. Термин этот удобен тем, что указывает на взаимосвязанность тотов, обращенность их друг к другу: ребенок из вышеприведенной коммуникативной плоскости отнюдь не совпадает с ребенком из плоскости "ребенок-папа". Кроме того, одш и тот же тот может многоразлично являться в реальности (ребенок может быть забитым и несчастным или, напротив счастливым и любимым), будучи обращен к соответствующим проявлениям дополнительного тота.

Госкольку ребенок формируется не вообще, а в конкретной оппозиции родителям, те коммуникативные плоскости, в которых эти последние действуют, становятся для него законом. Семэйная ситуация воспроизводится далее всю жизнь: человек тце? и находит дополнительных к себе персонажей. Более того, новье коммуникативные состояния, осваиваемые в течение жизни, неизбежно будут окрашены цветами основной коммуникативной плоскости... Для того, чтобы действительно "расшевелить" коммуникативный пласт души, надо суметь выбраться за пределы семейной ролевой схемы, не быть связанным ею, а для этого нужно уметь побывать "в шкуре" дополнительных к себе персонажей. В противном случае они вас не отпустят и будут постоянно "засовывать" в привычную раскладку.

Пример 1

Ребенок подавлен и забит отцом. Само состояние забитости предполагает противовес - высокомерие, гордыню, которая начинает звучать в душе ребенка в пику его униженности. Весь мир изначально окрашивается в два цвета: униженность и гордыню. Это "высокомерно-мстительный тип". Есть основания предполагать, что таким был поэт Некрасов.

И сколько мучительной злости

Таит в себе каждый намек,

Как будто вколачивал гвозди

Некрасова здесь молоток.

(О. Мандельштам)

Пример 2

Мужчина сформировался в оппозиции к образу агрессора, т. е. доминирующего самца. Это был не отец или какой-либо иной конкретный человек, но собирательный образ "улицы", связанный с насилием. До тех пор, пока сей репрессированный тот не извлечен на поверхность и не прочувствован, он является препятствием для изменения поведенческого стереотипа (здесь не важно какого).

Пример 3

Грацильная женщина по причинам, связанным с матерью, "застряла" в роли ребенка, обращенного к майе. Вполне возможно, она наработает роль самки, однако это будет рецессивная самка, мало отличная от ребенка. Для того, чтобы наработать роль доминирующей самки, ей надо по крйй- ней мере в достаточной степени получить маму (в противном случае ребенок "не отпустит"), а чтобы выйти за рамки ролевой схемы, нужно самой прочувствовать состояние матери.

Таким образом, опыт взаимодействия с реальностью структурирован и укладывается в ограниченное число символов. В смысле коммуникативных ролей любой человек - биоробот, работающий на усвоенных в детстве сигналах. Всякий другой человек выступает символом, запускающим ролевую "машину" в определенном направлении. Так вот и получается, что мы видим в другом не уникальное человеческое существо, а свое представление о нем, т. е., в конечном счете, себя. Удивительно ли, что и Бога мы воспринимаем лишь как продолжение себя...

Следующая страница