Целеустремленность истории и гуманизм

Журнал "Психическая культура" 1'91, стр 115-119

Семёнов Сергей Петрович - Глава Духовного Союза "Тезаурус"

„Omnes homines, qui sese student praestare ceteris animalibus ". 1 Саллюстий

Приветствую уважаемое собрание и сразу заявляю: не стану утомлять какими-либо доказательствами, ибо „onus probandi" бремя доказательства мне, как и многим, противно. - Моя речь, если можно ее так назвать, - это несколько тезисов, кои в сумме призваны показать наше видение истории и место в ней человеческой личности.

Вот первый тезис, полагаю, понятный всем: - Мир, аки совокупная реальность, един, т. е. в некотором отношении имеет место тождество всех вещей и явлений. Сие совпадение всего со всем - особый уровень организации универсума, а сам универсум - целое, по причине, названной ранее.

Вот второй тезис: - универсуму присуще самодвижение, в котором он, как целое, переходит от одного дискретного состояния к другому. А посему следующее состояние - цель. Грядущее состояние Мира - живой одухотворенный Мир или, иначе говоря, - Logos древних. Нынешнее состояние универсума - Космос, до того - Хаос, а вот грядущее - Logos (Мировой Разум). Futura sunt in manibus deorum" (лат.), так сказано, - будущее в руках богов. Вот следующий тезис: г- Жизнь -tempus edax rerum (всепожирающее время); Жизнь - Смерть Космоса, именно она отрицает его, именно она - Будущее Мира. Отколе сие следует? - А следует ово из самоей сути жизни, как она нонеча известна. А известно, как известно, следующее: в соответствии со вторым началом термодинамики Мир, аки замкнутая система (а это - первый тезис!), остывает - растет его энтропия; жизненное же начало (vitalitas) - прямо противоположно в своем стремлении. - Жизнь оседлала энтропийный процесс.

Жизнь разрушает Космос и тем самым суть. Поэтому оно воистину так: Жизнь - Смерть Космоса... Когда живое ассимилирует, т. е. освоит всю совокупную реальность, Мир станет одухотворенным, живым... Имя ему тогда - Logos... „verbum sat sapienti" - для понимающего достаточно. Впрочем, сказанное можно представить и иначе, с точки зрения эволюционной теории. Согласно таковой Жизнь, появившись на Земле невесть как, после совершила экспансию во все среды, приспосабливаясь к ним в ходе естественного отбора. Следовательно, теория эволюции тоже фундирует мысль, что развитие Жизни summa sumarium (в конце концов) полонит Мир, а точнее сам он перейдет в иное дискретное состояние. Тейяр де Шарден в своем "Феномене" довольно красочно показал историю Жизни на Земле с подобных позиций. Здесь мы во многом согласны с ним.

Вот следующий тезис: - чем шире живое существо приспособлено к окружающему Миру, тем более мощным должны быть его интегративные системы, а попросту говоря - мозг. Пока это так, и Человек, как самое мозговитое животное, действительно царствует на Земле. Но Будущее - Живой Одухотворенный Мир... Что может соединить его? Не то ли же, что делает его единым и днесь? - На наш взгляд, дело обстоит именно так, и то, в чем Универсум тождествен самому себе во многообразии вещного мира ныне, то же - основа единства Мира грядущего. Следовательно, все споры о материи и духе Надуманны: в некотором отношении Материя и Дух суть одно. И каждый из нас, аки часть совокупной реальности, Универсума, - в том же отношении, посредством того же уровня его организации тождествен всему в нем. А значит и Живой Одухотворенный Мир, Logos , Грядущее - предвечно в каждом из нас, как один из уровней организации и особая духовная сущность.

Вот тезис следующий: - Человек — Homo Sapiens -мыслящий человек; „Cogito, Ergo sum - я мыслю, следовательно, я существую”, - заявляет человек. Ан здесь, nota bene - заметь хорошо: допрежь того, как человек мыслит, - он говорит. Мышление несть природное свойство человека: мышлению человек учится, осваивая человеческий язык, культуру... Само сознание человека - плод освоения культуры и языка. Но язык и культура - плод истории коллективов людей, поэтому всякий язык соединяет человека с другими людьми. В результате, человеческая душа всегда зиждется на фундаментальном противоречии, суть коего в следующем: всяк человек с одной стороны, как природное существо, индивид - отдельное, противопоставленное коллективу и общему; с другой стороны, .своим сознанием, а оно - плод языка и культуры, всегда погружен в коллектив и общее, всегда принадлежит целостности большего порядка, как его часть. Сие-то фундаментальное противоречие человеческой души и есть движущая сила духовного восхождения; ощущение внутренней противоречивости заставляет человека озадачить себя вопросами о цели и смысле жизни, о своем месте в Мире, о Боге; заставляет искать ответы на них в культурном наследии человечества... Если действительно все так, то когда-нибудь человек снимает это противоречие и тогда рождается личность. Снятие же оного противоречия осуществимо лишь через окультуривание души, через studia humanitatis, да не только дущи, - всех планов личного бытия. Для нас гуманист - человек-личность, или человек, стремящийся стать Человеком.

Следующий тезис: - снятие фундаментального противоречия души, восхождение к единому совокупной реальности, к Духу Божьему, несть отрицание своего отдельного существования, но выделение собственной индивидуальности, всестороннее личное сознательное самоопределение в Духе Универсума, Иначе говоря, личность и гуманист рождаются там, где есть поиск индивидуального, личного Пути в Мире и возможно более полная самореализация. Почему так? спросите Вы. - Отвечу: такова природа нашей человеческой души - сознание, будучи плодом коллектива и истории, погружает вас в общее и всеобщее, т. е. в Дух Божий, а он - один из духов души человеческой и лишь тогда способен господствовать в ней, когда человек осознает других духов, осознает всесторонне свою природу, индивидуальность и подчинит ее Всевышнему. Можно сказать иначе: без реализации индивидуальности нет восхождения к Богу, нет духовного восхождений... Какой уж тут гуманизм?!

Следующий тезис: - нынешняя историческая эпоха - Глобальный Кризис или, иначе говоря, апокалипсис. О нем хорошо сказано в Программе ГПР. Суть же в том, что потребительская цивилизация днесь вынуждена развращать потребителя вплоть до болезни, полного извращения собственно-человеческой природы. Организация культуры такова, что формируется не личность, но потребитель, эгоист. А чтобы человек, не дай Бог, не встал на путь духовного восхождения, его измала вос- питуют без ума. Порнокультура, культура тотального извращения производит людей, не способных осознать себя. К счастью, полностью одурманить человека, так чтобы он вообще не чувствовал противоречия своей человеческой души, нельзя. Поэтому поиском путей духовного восхождения уже днесь заняты многие. И можно быть уверенным, чем дальше, тем больше людей будет обращаться к Духу Божьему в собственной душе, ибо чем глубже извращается природа Человека, тем острее боль, тем скорее ищут лекарство от нее... Мы знаем, История целенаправлена и Глобальный Кризис завершится гуманистической трансформацией. человечества. Гуманистам же следует оказывать всестороннее содействие оному процессу. Наша асгша - деятельная жизнь нужна днесь всем.

Ныне ad captandum vulgus - в угоду черни повсеместно идеал гуманиста, всесторонне развитой личности устранен, а на его месте разная блядь... Однако всем следует понимать, что Будущее все же именно за личностью, ибо само будущее - Живой Одухотворенный Мир, - в угоду черни повсеместно идеал гуманиста, всесторонне развитой личности устранен, а на его месте разная блядь... Однако всем следует понимать, что Будущее все же именно за личностью, ибо само будущее - Живой Одухотворенный Мир, Logos , Время на нашей стороне!..

Да, Россия должна вписаться в Мировое Сообщество, ибо только человечество в целом способно перейти в новое качество; но именно отсель, из России всегда звучал голос разума. Пусть же зазвучит он вновь! Пусть каждый ad personam лично сочтет своим долгом проповедовать гуманизм - идеологию возрождения. В заключение я предлагаю уважаемому собранию обдумать возможность учреждения Гуманистической Академии, как независимой высшей школы... Все мы должны хорошо сознавать, что только воспитание последователей с достойной организацией мозга способно ускорить грядущую реорганизацию общества на гуманистической основе.

Спасибо за внимание!


1 Люди - все те, кто стремится превосходить прочих животных (лат.)
2 «Феномен человека» (фр. Le Phénomène humain) — философское сочинение французского католического философа и антрополога Пьера Тейяра де Шардена" (ред.)