Предназначение журнала, „ПСИХИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

Журнал "Психическая культура" 1'91, стр 4-7

Наш корреспондент беседует с Главой Духовного Союза "Тезаурус" Семёновым Сергеем Петровичем

Корр.: Сергей Петрович! В чем Вы видите предназначение нашего журнала на новом этапе его существования, в легальной форме?

С.П.: Если кратко, предназначение журнала "ПК" - содействовать развитию и распространению гуманистически ориентированной психической культуры; этим должна быть определена и подборка публикуемых материалов и их строй. Прежде всего следует достаточно вразумительно объяснить читателю сам термин "психическая культура". Ан допрежъ того должно определить еще и понятие "культура", ибо оно на сей день употреблено в столь различных контекстах, что, право, немудрено запутаться. Я предлагаю воспользоваться следующими определениями: "Культура - система духовного производства той или иной конкретно-исторической общности людей, обеспечивающая им их способ жизни. Психическая же культура является составной частью, а точнее - подсистемой культуры, как таковой, причем подсистемой основной и определяющей". Чтобы читатель принял такие определения, их надо распространить, поэтому предложите ему взглянуть на происхождение культуры вообще нашими глазами.

Корр.: Сергей Петрович! Сделать это совсем непросто, ведь наша точка зрения заметно отличается от известных.

С.П.: А вы возьмите уже опубликованные в журнале "ПК" материалы и сгруппируйте их так, чтобы человек смог вчитаться и понять. На сей день опубликовано уже достаточно суждений и моих и других членов Ордена.

Корр.: И все же нельзя ли еще раз вернуться к более широким определениям?

С.П.: Это будет повторением, впрочем, извольте. Человек, аки природное существо (животное), крайне несовершенен и едва ли бы смог выжить в животном мире, не будь мозг его развит более чем у кого-либо и не будь он, в связи с этим, способен к познанию и научению, т. е. к производству и потреблению культуры. Нельзя сказать, что другие животные не познают окружающий мир и не передают свой опыт из поколения в поколение, но только человек выживает исключительно за счет этого. Производство знаний, т. е. познание окружающего мира; передача их от одного индивида к другому, потомкам; восприятие знаний - освоение культуры; хранение знаний - вот суть культуры как таковой. Поэтому, если понимать под культурой, как таковой, систему духовного производства, обеспечивающую все вышеназванное, то можно уверенно заявить: человек - культурное животное; именно культура делает человека Человеком... Вне культуры человек нежизнеспособен... Какова культура, таков и человек! Однако, важно заметить и обратное: каков человек, такова культура!.. Что я имею в виду? - А вот что: если культура вообще - исторический опыт освоения человеком окружающего мира в полноте его, то психическая культура - это опыт освоения человеком самого себя, как познающего живого существа. Содержанием психической культуры, таким образом, является опыт самореализации субъекта, т. е. естественных природных способностей человека. Посему, несколько упрощая, можно сказать: - психическая культура - функция от естественно-природной организации мозга субъекта опыта... А эта организация заметно отличается у представителей отдельных природных сообществ...

Вот и получается: каков человек, такова и Ψ-культура. Но только осваивая ту или иную психическую культуру, человек становится познающим Мир, следовательно, культура вообще такова, каков человек... Отсутствие должного понимания взаимной связи природных способностей человека и культуры - одна из фундаментальных проблем современного мира и одна из причин целого ряда угрожающих явлений... Звеном же, связывающим животную природу человека с культурой, является как раз психическая культура. Задача вашего журнала - внести ясность в этот вопрос!

Корр.: Сергей Петрович! Что Вы имели в виду, говоря об угрожающих явлениях?

С.П.: Дело в следующем. Ныне повсеместно имеет место конвергенция культур, и это хорошо! Но она касается и психической культуры, что чревато психическими недугами, геноцидом, потерей человечеством творческого потенциала. Почему, например, освоение чужеродного опыта самореализации чревато недугами? - Представьте себе ситуацию, когда некто "коза" воспитывает некоего "волчонка", и он в соответствии с ее культурой ищет травку, сено... Долго ли протянет "волчонок"?! А ведь люди отличаются друг от друга весьма существенно по многим параметрам самореализации.

Далее. Станет ли "волчонок* породистым козлом? Сможет ли конкурировать с настоящими козлами в их козлиной культуре? - Скорее всего он сдохнет... Вот вам и геноцид! А жаль "волчонка", как, впрочем, жаль всех, чья точка зрения на мир оказалась вытесненной или уничтоженной экспансивными культурами, Мир бо вельми велик и многообразен, а потому и постижим в достаточной полноте токмо с различных точек зрения. Задача вашего журнала - внести ясность в оный вопрос! Да будет всем ясно: психическая культура в высшей мере конкретна - она носит конкретно-исторический и конкретно-этнический характер; более того - конкретно-групповой; то, что для одного польза, - для другого вред, то, что для одного жизнь, - для другого смерть... Или, как говорил Кришна: "Даже полный успех в чужой дхарме - бесполезен; к своей устремляйся..." (Бхагавадгита).

Корр.: Сергей Петрович! В начале беседы Вы сказали, что предназначение журнала "Психическая культура" видите в содействии развитию и распространению гуманистически-ори- ентированной психической культуры... А разве бывает другая?

С.П.: Не только бывает, но на сей день уже господствует, ибо наша цивилизация пришла к своему закату: имеет место искусственное формирование потребительского спроса и потребительская деформация личности. А потребительская деформация личности - это и есть извращенный вариант психической культуры, когда самореализация сводится к реализации себя либо как товара, либо как потребителя. О личности же нет речи!

Задача журнала "Психическая культура" - сплотить вокруг себя людей, которые сознают апокалиптичность эпохи и готовы действовать ради Будущего.

Желаю успеха. С Богом!

Следующая страница